Писатель Владимир Блинов: «Культуру рублем не измерить»

Приближение очередного «конца света», назначенного на 21 декабря, уже давно обсуждается уральцами: муссируется в СМИ и Интернете, на улицах, в очередях и общественном транспорте. Однако известный уральский писатель, архитектор- эколог Владимир Блинов уверен: реальные беды несут в мир не новые «тунгусские метеориты», а отсутствие культуры.

   
   

Экология нравственности

- Владимир Александрович, сейчас все только и говорят об очередном «конце света». Смех смехом, но вы сами в него верите?

- Конец света предсказывался уже много раз. Ажиотаж понятен: цифры – «мистические», а 21 декабря – вообще день рождения Сталина. Но все мои знакомые, коллеги и собратья по перу относятся к грядущему «катаклизму» с иронией. По моему мнению, человек всегда должен быть готов к своему личному концу света. Чтобы отдавать себе отчет – что доброго он сделал людям на протяжении жизни. И, на самом деле, настоящим концом света нам грозят не метеориты и кометы, а засилье бездуховности.

В нашей академии я преподаю архитектурную экологию. Ее сейчас проходят во всех вузах, хотя еще двадцать лет назад такого предмета не было. Его необходимость была вызвана той тревогой за состояние естественной среды, которую забили ученые всего мира: куда мы идем? Но существует еще и понятие экологии культуры. Многие боятся новых всплесков экономического кризиса. Но еще Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: без развития культуры не будет эффективной экономики. Сейчас, прямо на наших глазах, происходит кризис экологии культуры и экологии природы. Причем одно напрямую связано с другим.

- Вы хотите сказать, что состояние лесов, полей, рек, воздуха, которым мы дышим, зависит от уровня нравственности?

- Несомненно! Эти явления пересекаются между собой. Ведь образованный, культурный человек никогда не позволит себе нарушить природную экологию! И все кризисы – это только следствие падения нравственности. Как только человек начинает думать исключительно о себе любимом (а в обществе потребления именно так и происходит) – для общества наступают тяжелые времена. Первый закон экологии гласит: все связано со всем... Тлетворное влияние многих телепередач, Интернета, похабщина, насилие и убийства на экране – все это зритель воспринимает как усмешку, как нечто легковесное. Не остается ничего святого. В результате люди начинают жить по принципу «только для себя». Это отражается и на состоянии общества, и на качестве окружающей природы.

Слово дороже денег

- Скандалы с «неэффективными» вузами, в список которых вошла поначалу и ваша Архитектурная академия, вызвал большое количество скандалов. С вашей точки зрения: можно ли культуру, искусство, творчество измерять в рублях?

   
   

- Ни в коем случае! И то, что общество так всполошилось, является тому доказательством. Заметьте, что в «опалу» к чиновникам попали именно творческие вузы. Но приведу простой пример: когда я читаю стихи нашего признанного поэта Юрия Казарина, они заставляют меня переживать, сочувствовать, делаться лучше. А разве можно золотое художественное слово мерить рублем? То же самое относится ко всей культуре. Деньгами измеряется обувь, которую мы носим, дома, в которых живем. А слово сопровождает нас всю жизнь. То, чему подвергли чиновники наши вузы, вполне могло вызвать вспышку общественного бунта, подобного событиям 1968 года во Франции. Слава Богу, что власть мало-помалу осознает свою ошибку.

- В плане финансирования культура у нас всегда была «на задворках». Это нормально?

- К сожалению, чиновники зачастую не понимают: именно образование и культура определяют в конечном итоге, как будет развиваться страна. Мы вкладываем огромные деньги в дорогостоящие проекты, готовимся к ЭКСПО-2020, чемпионату мира по футболу, а самое насущное оставляем «на потом». Понятно, что государство – не дойная корова. Но в России традиционно все зависит от «воли царя» – и в столице, и на местах. При соответствующей политической воле – ожили бы творческие союзы, издательства, театры и музеи получили бы поддержку…

Нет, кое-какие положительные сдвиги все же происходят. При Президенте создан совет, поддерживаются столичные толстые литературные журналы. У нас в регионе власти недавно запустили проект – журнал «Культура Урала», проводятся вечера памяти Бориса Рыжего, поэтические марафоны. Большую просветительскую работу проводит Областная библиотека имени Белинского, музей писателей Урала. Но все же уральская литература существует сегодня только благодаря преданности писателей своему делу, а литературный процесс подвижничеству неравнодушных личностей. За это всем им огромное спасибо.

- У нас много хороших писателей, которые абсолютно неизвестны за пределами Урала…

- Настоящее признание приходит через Москву. Но я бы отметил отставание нашей критики. У нас есть достойная литература, а уральские маститые литературоведы в основном предпочитают освещать классиков, они редко пишут о местных авторах. Пишут о Юрии Олеше, Валентине Катаеве, Льве Гумилеве, о старых мастерах пера – Бажове и Мамине-Сибиряке… А талантливые современные литераторы остаются за бортом. Например, писатель Николай Никонов, ныне покойный, достоин такой же известности, как Виктор Астафьев или Василий Белов. Но мы его, грубо говоря, упустили. В Нижнем Тагиле живет замечательный автор – Борис Телков, он четыре раза входил в список премии «Ясная поляна». Вот бы кого следовало «пропиарить»! Глубокий, объемный роман создал прозаик Арсен Титов. Будут ли достойные отклики в центральных СМИ, в большой критике? Ждем-с.

Молодежь в опасности

- Вы часто заходите в книжные магазины? Вас устраивает то, что вы видите на полках?

- Сейчас продается очень много новой и интересной литературы, фактически – на любой вкус. Увы, многие издания даже я, профессор, не могу себе позволить приобрести. Книги стали очень дорогими. «Роза мира» Андреева, биографическое повествование Улицкой… Около 500 рублей! Посмотрю, полистаю и… ставлю обратно на полку. Хорошо, если бы государство контролировало цены и на этом рынке. Чтобы, хотя бы классики, – Гончаров. Лермонтов, Набоков, Платонов, Солженицын – были людям доступны.

- Сегодня в Интернете царит бурная «литературная» жизнь. Как вы относитесь к этому явлению?

- Отношение двойственное. С одной стороны – это хорошо. Однако из-за общей доступности, отсутствия общественного фильтра в Сети создается дурновкусие. Образованному, начитанному человеку оно не грозит. А у неискушенной молодежи может создаться ощущение, что это и есть настоящая литература, что сейчас именно так и пишут. Но это совсем не так! Думаю, что обществу нужна не цензура, а нравственный фильтр.

Кроме того, засилье Интернета привело к падению интереса к серьезной, живой книге. Я знаю людей с филологическим образованием, которые сегодня читают исключительно бульварную литературу. Они не знают, что публикует «Новый мир», «Наш современник», что печатает журнал «Урал»… Мы теряем читателя!

- Как вы считаете, у нас на Урале сохранилось такое явление, как русская интеллигенция?

- Интеллигент – это ведь не только высокообразованный человек, это, как правило, мятущаяся личность, думающая не только о себе, но и обо всей России, это совесть общества. Интеллигента заботит не только собственный кусок хлеба, его волнует – как мы живем, куда идем. Именно такими личностями были Александр Солженицын и Дмитрий Лихачев. У нас в качестве примера я бы назвал поэта Майю Петровну Никулину, художника Виталия Михайловича Воловича, архитектора Бориса Алексеевича Демидова, лингвиста Наталью Александровну Купину, многих коллег по Академии и по Союзу писателей.

- С чем бы вы хотели обратиться к власть имущим?

- Хотелось бы, чтобы чиновники всех уровней поняли: у нас на Урале есть не только тяжелая промышленность, но и серьезная культурная среда. Предыдущие полпреды, губернаторы и главы Екатеринбурга почему-то старались не встречаться с творческой интеллигенцией на открытом форуме, в широком и представительном откровенном разговоре. Надеюсь, что нынешняя власть повернется к нам лицом.

Досье
Владимир Блинов родился в 1938 году в Свердловске. Автор прозаических книг «Хлебная карточка», «Недорисованный портрет», «Монастырская роща», повестей «Артамонов след», «Черный чугунок, картошка в мундире», «Последняя сказка для Аленушки», «Немелков», книги стихов «Отцовское вино». Создатель кафедры архитектурой экологии, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Член высшего творческого совета Союза писателей России. Живет и работает в Екатеринбурге.

Смотрите также: