Новые экономические отношения, пришедшие в уральскую глубинку еще в 90-х, далеко не лучшим образом сказались на жизни ее обитателей. Одним из отрицательных последствий «капитализма» стали безработица и массовое пьянство.
Деревни и села Свердловской области уже давно терпят бедствие, имя которому — зеленый змий. Типичный пример — Краснополянское поселение (Байкаловский район), где проблема алкоголизма стоит очень остро. И это несмотря на то, что трагедии, связанные со спиртным, происходят здесь с пугающей регулярностью. Вспомним гибель Тани Бородиной, задавленной нетрезвым водителем, или убийство двух заслуженных пенсионеров Кузнецовых, также произошедшее по «пьяной лавочке». Об этих кошмарах много говорили на федеральном уровне. Но последний несчастный случай нас особенно поразил. О нем мы узнали из уст местных жителей, информация до сих пор не сообщалась ни одним уральским СМИ…
Девятилетняя Света возвращалась из школы. Обычно ее всегда забирала бабушка, но незадолго до Нового года следить за ребенком пришла очередь папы. Безработный отец был дома, однако отнюдь не один, а в компании своих постоянных собутыльников. Чтобы ребенок не мешался под ногами — отправили ее «погулять». Послушная дочь — отличница и мамина помощница — пошла в гости к подруге… Переполох подняла мама, которая пришла с работы и не обнаружила девочку дома. Искали Свету всей деревней. Соседка вспомнила, что видела ее в обед, когда та шла абсолютно иной дорогой, нежели обычно — через заброшенный, присыпанный снегом колодец. Позднее выяснилось, что ребенок заплутал и провалился именно туда. Труп девочки пролежал в колодце до ночи. Когда приехали спасатели, пьяный отец только мешал им поднимать тело ребенка на поверхность. Жители Краснополянского уверены: если бы отец был трезв и следил за девочкой — трагедии бы не случилось…
Улицы Краснополянского почти всегда пустынны. Настоящей жизни в деревне нет ни утром, ни днем, ни вечером. Многие дома покинуты, а некоторые уже снесены. Даже памятники истории представляют собой полуразвалившиеся строения. На окраинах села под снегом ржавеет бесхозная сельхозтехника. Молодежь при первой возможности стремится уехать в город.
Между тем даже вышеописанная трагедия не отвадила сельчан от употребления горячительных напитков. Тем более что алкоголь на прилавках местных торговых точек присутствует в огромном ассортименте. По признанию местных, в магазины могут порой не завезти минералку или фрукты, но уж пиво с водкой есть всегда. И если цены на гречку, пшено, хлеб растут постоянно, то спиртное в поселении относительно доступно. Даже по цене. Сравните: килограмм гречки в Краснополянском стоит 104 рубля, тогда как бутылку водки можно приобрести за 70-90 рэ.
Глава Краснополянского сельского поселения Галина Губина:
— Жизнь в Краснополянском не очень хорошая. Как-то раньше работали все при колхозе: и зимой, и летом, да и ночи порой захватывали. А сейчас молодые болтаются без дела, уезжают в другие города или просто спиваются. Земля пустует. Но вот количество продаваемого алкоголя у нас ежегодно растет, хотя и ненамного. Причем пива употребляют в два раза больше, чем водки. Особенно к этому склонна молодежь…
Спросите — откуда безработные сельчане берут деньги на выпивку? Пропивают пособия по безработице, тащат, откуда еще не утащили, и сдают скупщикам металлолом, подрабатывают колкой дров пенсионерам, ездят на заработки в Байкалово и Ирбит. Есть многодетные семьи (более половины — неблагополучные), имеющие по 4–5 детей и получающие солидные социальные выплаты. Зачастую эти деньги — единственный доход таких семей, но, несмотря на это, тратятся они также на алкоголь.
Естественно, такая ситуация сказывается на смертности. Рекордным по количеству умерших стал в поселении 2010 год. Суровые морозы заставляли жителей греться «по-свойски». В результате 14 человек оказались на местном кладбище.
Статистики по пьяницам в поселении, конечно, нет. Однако известно, что из 4 с половиной тысяч жителей практически треть сегодня сидит без работы. То есть — подавляющая часть трудоспособного населения. Не удивительно, что самые богатые жители здесь — это бюджетники и пенсионеры.
Депутат районной думы Надежда Ильиных:
— Сегодня в Краснополянском практически нет никакого производства. И массовое пьянство — это лишь следствие безработицы. Оставшись без дела, люди начинают злоупотреблять спиртным, деградируют и даже при наличии каких-то, как правило, «копеечных» вакансий работать не хотят. Что уж там говорить: 33 ребенка в поселении получили статус сирот, потому что родители были лишены родительских прав — по причине все того же алкоголизма. Но если не выделять средства на организацию рабочих мест — село погибнет. Например, я знаю, что теперь деньги будут выделяться центрам занятости исключительно на создание собственного дела. То есть каждому дадут 60 тысяч рублей (годовое содержание безработного). Однако, поверьте мне, без техники организовать на эти средства что-то путное невозможно. Человек их просто пропьет…
Но бытовое пьянство — это еще не вся беда. Алкоголь мало-помалу проникает в районе во все сферы жизни. Так, по данным начальника Байкаловского ОВД Сергея Ашихмина, число лиц, управляющих автомобилем в нетрезвом виде, в 2010 году увеличилось со 100 до 139. Естественно, что и количество ДТП по их вине, в том числе со смертельным исходом, выросло с 16 до 20. Пьяные драки между сельчанами, дебоши, семейные скандалы — все эти вещи почти в порядке вещей…
Когда мы покидали Краснополянское, местные рассказали нам одну примечательную историю. Живет в поселении Ольга Бушманова — мать троих ребятишек. В свое время пили они на пару с мужем Алексеем, как говорят в деревне, «по-черному». Их даже хотели лишить родительских прав. Но не успели: глава семейства, в очередной раз напившись разведенного денатурата, отравился и помер. И вот тут Ольгу как будто подменили. Опомнилась, «завязала». Сейчас живет с детьми в достатке (ну, по деревенским меркам) и, между прочим, даже не работает. Получает дотации по потере кормильца, на каждого ребенка — по 4300 рублей, плюс пособие по безработице. И дети растут славные: две дочки и сын. Сытые, одетые, обутые. А в деревне судачат, что, мол, давно Лешке помереть надо было. И вот как тут быть: радоваться или плакать?
Алексей Смирнов, Екатерина Мошкина
Смотрите также:
- Конкурс «ЖЖ «АиФ-Урал»: Родом из детства» продолжается →
- С карты Среднего Урала исчезнут сразу четыре поселка →
- Обитаемый остров: вдали от «большой земли» →