Ритуальные стервятники, или Бизнес на «свежих» трупах

...а прокуратура до сих пор разбирается в том, чего же больше было в происшествии: нерасторопности медиков «неотложки», либо их предприимчивости в связях с бизнесом похоронных услуг.

   
   

Похоронных контор, действующих по принципу «ваш пациент - наш клиент» на рынке Екатеринбурга не много – не более 20%. Но и этого немало, поскольку даже одна «паршивая овца» способна испортить имидж и без того весьма тонкого похоронного бизнеса. Подробности того, как работают «черные» похоронщики, от чего зависит их бизнес и как с ними можно бороться – материале «АиФ-Урал».

ЧП, прогремевшее на всю Россию произошло в Екатеринбурге еще в феврале 2011 года. Как рассказала «АиФ-Урал» старший помощник прокурора Свердловской области по связям со СМИ Ольга Тетерина, инцидент произошел в Кировском районе столицы Среднего Урала. «В тот день 85-летней женщине стало плохо. Ее внучка вызвала «Скорую помощь», врачи которой по приезду оказали пожилой пациентке необходимую помощь. У нее был целый ряд заболеваний. Но медики уехали, а на пороге квартиры почти сразу оказались агенты одной похоронной фирмы, которые предложили свои услуги», - уточнила Тетерина. По ее словам, их визит едва не стал роковым – состояние здоровья бабушки серьезно ухудшилось, однако сейчас женщина жива. Других подробностей скандального происшествия в ведомстве не раскрывают в интересах проводимой проверки. Известно лишь, что поспешившие гробовщики оставили визитку.

Результатов работы надзорного ведомства, которое должно дать свою оценку, пока нет. Нет ее и в следственных органах Свердловской области. Решение возбуждать или отказывать в возбуждении уголовного дела не принималось, пояснил официальный представитель следственного управления СК РФ Александр Шульга.

А возможна ли оценка произошедшему с точки зрения закона? С просьбой прокомментировать случившееся «АиФ-Урал» обратился к представителю профессионального сообщества, исполнительному директору «Союза похоронных организаций и крематориев» Евгению Скорынину-Шадурскому:

-Евгений, что скажете?

-Не хотелось бы выражаться нецензурно... Это прежде всего неуважение к людям, такое поведение неприемлемо, поскольку сводит на нет всю нашу работу: проведение семинаров, выпуск профессиональных журналов и многого другого.

   
   

Хотя эта проблема актуальна не только для Екатеринбурга, но и для всей страны. У нас несовершенна нормативно-правовая база и ответственности за такие выходки нет. В Европе, например, это регулируется очень жестко. В частности, во Франции за подобные вещи можно получить до 5 лет тюрьмы, 200 тысяч евро штрафа и запрет на занятие профессиональной деятельностью.

-Известно, что нередко представители ритуальных фирм сканируют радиоэфир, чтобы получать свежую информацию с милицейской волны, либо подслушивают переговоры с персонала «Скорой помощи». Как происходит обмен информацией?

- Волну слушать технически сложно – нужна аппаратура, нужно содержать штат. Информация есть у кого? У милиции, либо у медиков скорой помощи. У тех кто приезжает по вызову. Вот и происходит взаимовыгодный обмен. Тем предприятиям нашей отрасли, кто занимается такими делами источники сами информацию предлагают: не хотите ли заработать и дать заработать нам. А поймать на взятке врача или милиционера сложно – деньги за услуги же получает не в тот же день. (Между тем, как писал «АиФ-Урал» оборотня в погонах, зарабатывавшего на едва остывших трупах уже ловили, - прим. ред.). А отданные за информацию 5 тысяч рублей будут переложены на клиента.

- Сколько у Екатеринбурге предприятий и кто занимается подобным «стервятничеством»?

-В Екатеринбурге работает 35 организаций, из которых ЕМУП «Комбинат спецобслуживания» занимает доминирующее положение. Тех, кто ползуется информацией называть не буду, но скажу, что это 15-18 % от всех компаний на рынке Екатеринбурга. В Свердловской области, где числится 300 ритуальных фирм, такого не наблюдается, да там и смертность ниже, и специфика другая.

- Вы упомянули, что поведение черных «гробовщиков» наносит удар по реноме отрасли. Профессиональное сообщество может что-то предпринять?

-Сейчас мы имеем возможность лишь выразить порицание. Рассматривается законопроект о переходе отрасли на принцип, по которому работают саморегулирующиеся организации. Вот тогда можно будет вводить кодекс этики, проводить инспекции и принимать другие меры воздействия.

Арсений Ваганов.

Смотрите также: