Вам нахамил чиновник или отфутболили в администрации, отказали в законном требовании или просто забыли? Скорее всего, вы разговаривали со столоначальниками на разных языках. Как добиться уважения или справедливости от бюрократа, советуют профессиональный юрист-сутяжник и… чиновник.
Встречаться с чиновниками случается кому чаще, кому реже. Правда, иногда эти встречи бывают не столь приятными. Об одной из таких рассказал житель Серова Николай Разин, пришедший в территориальное управление Свердловского министерства природы за охотничьим билетом. «Кто-то из слуг народа сделал образец заявления: мол, для идиотов - надо писать так-то и так-то. Обидно!» - сетует читатель.
Впрочем, чаще всего слуги народа хамят тоньше. «Пишут отписки, затягивают сроки, вовсе не отвечают. Вот настоящее неуважение», - критикует разрыв теории (по закону ответить должны в течение месяца) с практикой президент общественной организации «Сутяжник» Сергей Беляев. Любителя «поучать идиотов» можно наказать, написав жалобу на его начальника. А вот добиться уважения в других случаях куда сложнее.
«Ни один из чиновников, несмотря на все регламенты и инструкции, не ждет вас с распростертыми объятьями. Решая неожиданно возникшую проблему, нужно понимать, что встретите каменную стену. Улыбки и взаимопонимания от них ждать не нужно», - приводит одну из главных аксиом Беляев и советует использовать алгоритм.
Шаг №1. По инстанциям и чиновничьим (милицейским или прокурорским) кабинетам не нужно ходить вообще. Читаете закон, изучайте свои права, излагайте ваши требования или просто задаете вопрос письменно и отправляете заказным письмом, обязательно с уведомлением. В этом случае вам не только будет известно, когда чиновник получил письмо, но и будет доказательство его получения.
Шаг №2. Устный ответ от чиновника не значит ничего. Именно поэтому, говорит Беляев, ждите ответа письменного. Хорошо, если вам придет ответ по существу. В противном случае есть два пути. Если вам сообщили, что вы обратились не по адресу, то хотя бы укажут процедуру и направления для дальнейших обращений. Туда и стоит писать дальше. Но если вам ответили отпиской, то у вас появляется право считать себя обиженным и добиваться справедливости. Несколько отписок - это уже оружие против чиновника.
Шаг №3. Если проблема не решается перепиской, нужно идти на личный прием. При этом нужно спрогнозировать эффективность этого похода. Например, с жалобой на районное начальство разумно обращаться в администрацию города, вооружившись накопленными знаниями, документами и полученными письмами. Особенно если они подтверждают незаконное бездействие.
Шаг №4. Если не получается решить проблему на уровне муниципалитета, следует обращаться в государственные органы. Если задеты, например, трудовые права - в трудовую инспекцию, жилищные - в жилинспекцию, экологические - росприроднадзор, а также и в прокуратуру. Туда надо прийти и также добиваться письменного ответа. Отказываются - пусть пишут письменный отказ. Это правило действует всегда.
Шаг №5. Если ничего не решается, то остается прогрессивный способ - обращение в суд. Прогрессивный - за рубежом. В России это достаточно сложно, поскольку гражданину приходиться столкнуться с чиновничьей машиной. Впрочем, к этому моменту опыт «боевых действий» становится бесценным.
Комментарий:
Игорь Зацепин, начальник управления правительства Свердловской области по работе с обращениями граждан:
- В Свердловской области принят и зарегистрирован в Минюсте административный регламент, где четко определен порядок приема граждан. Но он действует лишь на уровне правительственных учреждений. В муниципальных органах власти принимаются свои регламенты. Если их нет или они не вывешены на видном месте - это нарушение и нужно требовать его устранить.