«Домонгольский» стиль
Пять лет назад, когда мастерская «Царская семья» только-только родилась по благословению тогдашнего архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, никто, разумеется, и предполагать не мог, что в ее стенах будут возрождены древние традиции. Мастерицы, так же как сегодня, шили-вышивали облачение для священнослужителей и храмов, а также изделия для мирян: крестильные и венчальные наборы, украшения для дома. Но речи о каком-то едином стиле тогда не шло. Мирским языком говоря, «фишки» не было.
Сегодня «Царская семья» славится на всю страну. Да и в мире о ней уже пошла добрая молва. Во всяком случае, уральские мастерицы уже не раз выполняли зарубежные заказы православных храмов. И та самая «фишка» нашлась.
– Мы занимаемся возрождением традиции русского лицевого шитья, – рассказывает генеральный директор швейной мастерской «Царская семья» Наталья Суркова. – Это «домонгольская» эпоха. Конечно, с источниками было тяжело, их очень мало, но мы собирали информацию по крупицам. Огромное количество литературы, документов изучили. Работали в архивах, в московской «Ленинке»… Очень нам помог знаменитый иконописец архимандрит Зинон, особенно когда мы работали над храмовым облачением для московского храма Спаса Нерукотворного.
Понятно, что вышивают сегодня мастерицы с помощью современных машин. Но процесс от этого облегчается не принципиально. Создание программы – долгая, кропотливая, тонкая ручная работа. Для примера, на создание эксклюзивного облачения священнослужителя (от разработки эскиза орнамента до шитья, включая вышивку) может уйти и год.
Любопытно, что орнамент облачения можно… прочесть, поскольку все его детали – это символы. В древности грамотных людей было немного, вот и использовались символы для того, чтобы донести какую-либо информацию. Вот, скажем, цветок страстоцвет заменял некогда изображение Спасителя. Цветок этот, замечу, существует в природе, растет в южных странах. А столь значимым символом он стал благодаря своему внешнему виду – на его тычинках будто капельки крови застыли. Или взять павлина. Его издревле изображали как символ бессмертия. Таких примеров можно привести множество.
Спецзаказы
Надо сказать, что мастерицы «Царской семьи» не только о красоте своих работ думают, но и о практичной стороне вещей.
– Батюшкам приходится служить и на улице. Зимой или, наоборот, летом в жару. Да и вообще они столько времени службу стоят, что нельзя не думать об удобстве облачения, – говорит Наталья Петровна. – Поэтому мы используем только самые лучшие ткани. Или натуральные, или современный воздухопроницаемый, гигроскопичный полиэстр. Кроме того, материал не должен электризоваться – никакие мелочи не должны мешать молитве.
В стенах мастерской родилось немало практичных «придумок». Скажем, незаметные трикотажные манжеты внутри рукавов облачения, в которых батюшки могут зимой погреть руки. Или ряса-«кармашек». Ее разработали специально для протодиакона Андрея Кураева. Известно, что он ведет активную общественную жизнь и за день встречается с множеством людей. Вот и сшили ему на Среднем Урале рясу из суперлегкой ткани, которую можно свернуть и в карман положить. Для Кураева же в «Царской семье» шили подрясник, в манжете которого приспособили незаметный кармашек для сотового телефона.
Андрей Кураев, кстати, один из постоянных заказчиков мастерской. Как и владыка Викентий. Отбыв служить в Среднюю Азию, он о родной мастерской не забывает. Не так давно здесь выполнили его заказ – облачение к Великому посту.
Изделия уральских мастериц расходятся и в качестве эксклюзивных подарков. Например, вышитые подушки с вензелями царя Николая и царицы Александры Романовых были презентованы Владимиру Путину, канцлеру Германии Ангеле Меркель и другим высокопоставленным особам. А специально для патриарха Московского и всея Руси Кирилла в «Царской семье» вышили орлицы – покрывало, на котором стоит патриарх во время богослужения.
Интересно, но на внешний вид облачения священнослужителей влияет мода. Сегодня, например, актуальны более длинные «хвосты» архиерейских мантий. А саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение), напротив, стал несколько короче.
Мастера наперечет
Кадровый вопрос – один из главных в «Царской семье». Найти достойную мастерицу не так-то просто. Кроме всего прочего, к кандидаткам предъявляется требование – воцерковление. Не для записи в трудовой, а искреннее. А то был случай. Претендентка только ради устройства на работу окрестилась, а работать не смогла – все из рук валилось. Или несколько лет назад взяли на работу мусульманку. Вроде всем мастерица устраивала, но сама уволилась. Объяснила, мол, как принимаюсь за работу, температура повышается. В «Царской семье» говорят, что, если кто-то вдруг приступил к работе без молитвы, все пойдет наперекосяк: нитки будут рваться, программа «зависнет»…
Кстати, женский коллектив «Царской семьи» «разбавлен» нынче молодым человеком. В мастерской теперь есть свой специалист по изготовлению клобуков. Дело это сложное, работа исключительно ручная.
Между прочим, название мастерской тоже символично. Здесь не только традиции вышивки возрождают, но и семейные тоже. Вышитые вензелями постельное белье, столовые наборы и другие подобные «мелочи» играют большую роль в объединении семьи. Скажем, можно перекусить наспех после работы за голым кухонным столом, а можно поужинать, собравшись вместе за столом, накрытым «фирменной» семейной скатертью. Поверьте, разница есть. Мирские заказы, надо сказать, в «Царской семье» выполняют с неменьшим трепетом. И искренне радуются, когда люди обращаются к ним за помощью, готовя трогательные сюрпризы для своих половинок. Скажем, сейчас в мастерской работают над вышивкой семейного герба – его заказал мужчина для жены к 40-летию супружеской жизни.
Смотрите также:
- Священник Михаил Кудрин: «Воздержание должно быть разумным» →
- Прости меня. Как подойти к Великому посту с чистым сердцем →
- Качканарская Шамбала →