Мало кому известно, что в Свердловской области есть единственный на весь Урал буддистский монастырь. Год за годом маленькая община во главе с молодой настоятельницей возводит на скалах горы Качканар обитель, названную Шад Тчуп Линг (в переводе с тибетского - «Место практики и реализации»).
О целях общины и буднях монастыря корреспондент «АиФ-Урал» беседовал с настоятельницей Саттвой Сати.
Из бродяжки - в монашки
- Саттва, чем ты занималась до жизни в монастыре?
- Родилась и выросла я в Екатеринбурге. Мне было 17 лет, я занималась бродяжничеством, когда мои друзья показали мне монастырь. Это место и люди мне понравились, и немного времени спустя начала заниматься буддийскими практиками.
Через два года приняла Прибежище - основополагающую ступень посвящения для всякого буддиста. Если человек усматривает в буддийских практиках высшую цель и понимает, что таким образом он сможет достичь духовной реализации и помогать другим, он остается. Постепенно, выполняя практики, я так и сделала.
- Как близкие отнеслись к твоему решению принять буддизм?
- Поначалу отрицательно. Сразу посыпалось: «Это секта! Что это за нирвана такая?!» и прочее. Но со временем моя мама увидела перемены - что я стала более уверенной в себе, стала вдумчиво относиться к жизни. Ощутив это, мама успокоилась и сейчас относится к моему призванию очень хорошо.
- Как ты стала настоятельницей?
- Со временем я начала задумываться о необходимости сохранить опыт, накопленный нашей общиной. Несмотря на сомнения, я решилась взять на себя ответственность за руководство. В этом меня поощрял основатель монастыря Лама Докшит. Вообще учитель для буддиста - это сам Будда Шакьямуни, воплотившийся, чтобы преподать Учение. Поэтому его наставления имеют исключительную важность. Лама призывает нас к тому, чтобы мы, молодые члены общины, проявляли самостоятельность и учились опираться на собственные силы.
- У тебя как у настоятеля большой круг обязанностей?
- Моя основная задача - объединять опыт членов общины, чтобы опыт одного стал доступен всем. Для этого мы проводим общую медитацию. На этих службах я задаю цель медитации. Например, сейчас, в связи с обострением отношений с Качканарским горно-обогатительным комбинатом, мы проводим практики, направленные на защиту общины, - просим божеств охранить наш монастырь. Еще я провожу личные беседы - помогаю насельникам разобраться в их проблемах, сделать правильный акцент на учении, закрепить полученный в практиках результат. Нести такую ответственность нелегко.
- Саттва, ты можешь описать свой обычный день?
- День начинается в 5:30 утра с индивидуальной практики-медитации и продолжается уже общей практикой. Затем завтракаем и начинаем трудиться по хозяйству, все без исключения. Я занимаюсь рукоделием. Потом учеба: мы изучаем религиозные дисциплины и дополнительные предметы - риторику и английский, который нам преподает одна из насельниц, закончившая в прошлом году УрФУ. Кроме того, мы занимаемся ИЗО. Правда, четкий распорядок не всегда удается соблюдать неукоснительно. Но мы стараемся.
Семейный монастырь
- Насколько я понимаю, у вас - семейный монастырь, то есть члены общины - юноши и девушки - живут парами…
- Если следовать канонам, то буддисты-монахи должны соблюдать целибат, но отступлению от этого правила есть объяснение. Во-первых, мы только строим монастырь. Во-вторых, семейные отношения помогают общине закрепиться в непростых условиях. Девушкам приходится здесь тяжело в физическом и моральном плане. Поддержка мужчин облегчает их жизнь в общине. То же относится и к парням. Если их ничто здесь не держит, то они уходят быстро. А сейчас сложилось три пары (всего в монастыре живут 8 человек. - Прим. ред.), и я абсолютно уверена в ребятах - они здесь на очень долгое время.
- Саттва, каковы основные идеи, которые исповедует ваша община?
- Наша основная идея - проповедовать учение на русском языке. Буддизм не имеет национальности, и в первую очередь важен смысл Учения. Русскоязычному практикующему не понять его, если он будет твердить священные тексты на тибетском. Кроме того, очень жаль, что буддисты России не стремятся объединиться - как, например, Русская православная церковь. В РФ существует немало храмов, монастырей и буддистских организаций, но все они не стремятся контактировать. В связи с этим Лама Докшит сформулировал «Манифест буддийского союза», призывающий к объединению всех буддистов.
- Отделяете ли вы себя от остального мира?
- Для нас монастырь - это посильный вклад, который мы вносим в жизнь общества. Обитель всегда открыта - к нам приходит много туристов, для которых мы проводим экскурсии по горе и делаем сувениры на память. А еще мы проводим праздники для всех желающих качканарцев - недавно устраивали Новый год по китайскому календарю.
- Саттва, что ты могла бы пожелать читателям «АиФ-Урал»?
- Чтобы люди стремились заботиться о других больше, чем о себе. Такой человек во всех культурах считается настоящим праведником. Поэтому я желаю всем вам больше думать о своих ближних.
Справка:
Шад Тчуп Линг основан 15 мая 1995 года ламой Санье Тензином Докшитом (в миру - Михаил Васильевич Санников). Общину монастыря сформировали практикующие из разных городов России.
Приходские хоры становятся женскими
Алексий Кульберг знает, как обрести подлинную свободу
Новый владыка Урала
Современным родителям не хватает стратегии воспитания