Примерное время чтения: 14 минут
361

Священник Михаил Кудрин: «Воздержание должно быть разумным»

Екатеринбург, 19 марта, АиФ-Урал. Для людей воцерковленных Великий пост - период жизни, преисполненный гармонии. Те же, кто только ступил на дорогу к храму, порой задаются множеством вопросов. На некоторые из них сегодня отвечает священник Михаил Кудрин, клирик Ново-Тихвинского женского монастыря.

Все не так мрачно

- Многие уральцы ассоциируют пост (Великий не исключение) прежде всего с жесткими ограничениями в питании. Тогда как…

- Пожалуй, со стороны именно так и кажется: несчастный исхудавший православный ест одни сухари да поклоны бьет… Жуткое дело. Но на самом деле, уж поверьте, всё вовсе не так мрачно. У тех, кто хоть раз постился по-настоящему, впечатления о посте совсем другие.

Ну во-первых, что касается ограничений в питании. В России постились испокон веков, и традиции приготовления постных блюд у нас всегда были, как говорится, на высоте. Наши прабабушки могли такое приготовить, даже без масла растительного, что суперсовременным кулинарам и не снилось. А уж с какими-нибудь среднестатистическими макаронами и сравнивать не приходится. Хорошо бы и нашим хозяйкам вспомнить эти традиции, тем более что сейчас издается очень много сборников с постными рецептами. Между прочим, готовить в пост вкусно - это не такая уж мелочь. Ко мне вот как-то приходит женщина и начинает жаловаться: «Что мне делать с моим мужем? Он в храм-то заходит, а вот поститься отказывается». А я ее и спрашиваю: «А вы мужа чем кормите? Конечно, если у вас на обед картошка, на ужин капуста и так каждый день - то я прекрасно понимаю вашего мужа». В общем, женщина та домашнее меню изменила - и семейная проблема оказалась исчерпана…

И во-вторых, конечно же, пост - это не только ограничения в еде. Великий пост очень часто называют духовной весной. И каждый христианин радуется посту, ждет его, как ждут большого праздника. В его душе рождается ожидание счастья, света, чистоты. Знаете, я не один раз слышал от своих прихожан, что Великому посту они едва ли не больше радуются, чем Пасхе. Вот ведь как бывает! Да и есть чему радоваться. Слушали ли вы великопостные песнопения, от которых сердце поднимается куда-то к весеннему синему небу? Летали ли, как на крыльях, после исповеди? Радовались ли, искренне примиряясь со всеми в Прощеное воскресенье? Настоящий пост, а особенно пост Великий, - это всегда радость.

- Верно ли утверждение: в Великий пост исключены любые развлечения?

- Я, конечно, не скажу вам, что это вовсе не так. Великий пост - это и пост духовный тоже, все пять чувств «постятся». Но, опять же, как и с постом телесным, это не означает лишение себя всего. Это, скажем так, необходимая эмоциональная разгрузка. Индустрия развлечений в наше время приобрела просто колоссальные размеры, современный человек под их гнетом изнемогает. Душевно изнемогает. Ему нужен отдых от развлечений, хотя не все это осознают. Нужно человеку побыть наедине с собой, в тишине, подумать о главном, помолиться… Кроме того, многие развлечения - телевидение, кино, театр - это, по сути, что такое? Это проживание чужой жизни. Хорошо иногда отвлечься от чужой жизни, чтобы заняться своей. Научиться свою жизнь совершенствовать.

Всё это не значит, что в пост надо запереться дома, в кино не ходить, с друзьями не встречаться, а только молиться и Библию читать. Воздержание от развлечений должно быть разумным. От какой-то малости человек будет воздерживаться - уже хорошо, Господь эту жертву примет.

Тут еще важна такая вещь: в развлечениях нужно идти по пути замены. Это, опять же, можно сравнить с пищей. Человек не может совсем не есть. Так и тут: если отказываешься на время поста от какого-либо развлечения, то нужна адекватная замена. Я считаю самой лучшей заменой развлечений чтение хороших духовных книг. Не надо сразу отказываться, потому что, мол, скучно. Почитайте советы Оптинских старцев, их жития, житие преподобного Серафима Саровского, книги современного старца Паисия Святогорца, митрополита Антония Сурожского - увидите сами, как душа напитается, надышится. И еще, конечно, молитва питает душу, нужно к ней себя понемногу приучать. У меня одна духовная дочь имела привычку каждый вечер смотреть телевизор, не могла без этого. Однажды на время поста решила попробовать два-три раза в неделю не смотреть, а вместо этого почитать, помолиться. Сказала потом, что, во-первых, зависимость от телевизора уменьшилась, теперь она может и без него радоваться жизни. А во-вторых, в душе какая-то крепость появилась, опора.

Так что пост - это не какое-то безрадостное время, как некоторым кажется. Просто в пост радости другие.

Подход с рассуждением

- На что ориентироваться человеку - на правила питания в пост или рекомендации лечащего врача, предписывающие рацион, противоречащий посту?

- Тут я не могу дать какой-то рецепт на все случаи жизни. Как ни банально звучит, мы должны ко всему подходить с рассуждением. У всех разные обстоятельства, у всех разное состояние здоровья. Один русский святой еще в пятнадцатом веке сказал, что люди по телесным силам отличаются друг от друга, как медь и трава. И в наше время «травяных» гораздо больше, чем «медных»… Вредить здоровью мы не должны. Пост - это не самоистязание, и цель его вовсе не в том, чтобы лежать в полуобмороке, а в очищении сердца, изменении себя. Есть такие болезни, при которых необходимо принимать скоромную пищу, как мы принимаем лекарства, хотим того или нет.

Но, с другой стороны, всегда слепо следовать предписаниям врача, так сказать, не думая, тоже было бы неправильно. Потому что в наше время есть такой стереотип: чтобы быть здоровым, надо хорошо питаться, а если будешь поститься - заболеешь обязательно. Это как мне мама в детстве говорила: «Покушай, а то заболеешь!» Для многих врачей это чуть ли не идеология какая-то. Все болезни лечат молоком и мясом: и головную боль, и растяжения, и аллергию.

Кстати, мера поста зависит еще и от степени духовного развития человека. Иногда человек больной, слабый, но духовно преуспевший может выдержать гораздо более строгий пост, чем совершенно здоровый, но невоцерковленный и тем более неверующий. С праведным Иоанном Кронштадтским был такой случай. Он тяжело болел, и ему врачи предписали в пост обязательно есть скоромную пищу. Он колебался и в конце концов решил спросить совета у матери. Послали телеграмму, и в ответ пришел наказ: «Лучше умри, а поста не оставляй». Отец Иоанн с радостью послушался и - выздоровел. Но, конечно, требовать такой веры и решимости от человека, который пост первый раз в жизни соблюдает, было бы просто неразумно.

А вообще, в любом случае лучше не принимать решения самостоятельно, а подойти к священнику, объяснить ситуацию, посоветоваться. И поступить так, как он скажет, - тогда ваша совесть будет спокойна.

 

- Каких поведенческих правил необходимо придерживаться во время Великого поста?

- Не хотелось бы давать список правил, связывать кого-то. Понимаете, в православии нет такого: вот то-то соблюдай - и будет тебе счастье. Некоторые думают, что в Великий пост нужно переодеться в черное и ходить с «постным» лицом. А Господь в Евангелии говорит: «Когда постишься, не будь унылым, но помажь голову твою и умой лицо твое». То есть он к радости призывает. Вот и радуйтесь - вот вам главное правило! Подумайте, что мешает вам в жизни радоваться. Главные причины - всегда внутри человека. Греховные страсти мешают радоваться: гневливость, раздражительность, неприязнь, осуждение, ропот на судьбу, холодность к ближним. Вот над этим и надо поработать. Внешне человек в пост может оставаться таким, как всегда. Не запрещено быть общительным, веселым, модно одетым и так далее. Главное в посте - внутренняя работа. И тут самые сильные средства - исповедь и молитва. Особенно если к ним не формально подходить. Не так, чтобы просто священнику грехи назвать, какие в книжке про исповедь вычитал, - а с желанием разобраться в себе, с раскаянием в том, что действительно тяготит совесть. И в молитве тоже важно прилагать сердце. Одна женщина рассказывала мне, как она в какой-то душевной скорби ставила в церкви свечки. Бездумно ставила, ну положено так - когда трудности, поставить свечку. И вдруг она услышала в душе голос своей почившей матери: «Проси!» Это было для нее откровение. Нужно к Богу обращаться лично, как к Отцу, просить. И она стала молиться от души и вскоре получила большое облегчение в своей скорби.

Если хотите еще какие-то правила, то можно так сказать. Хорошо в пост прочитывать утренние и вечерние молитвы (они есть в любом молитвослове), читать духовные книги, исповедоваться, по праздникам ходить в храм на службу. Всё это обычный духовный труд каждого христианина, и не только в пост. Это постепенно изменяет его душу к лучшему, дает ему мир, радость. Но, повторю, я не хочу никого связывать. Если человек никогда в жизни всего этого не делал, то для него может оказаться трудно сразу все соблюдать. Если можете, соблюдайте, очень хорошо - в этом жизнь для души! Но я считаю, что если человек, только-только идущий к вере, решит в пост хоть малость какую сделать - в храм прийти хоть два-три раза, постоять на службе, помолиться от сердца, как умеет, - то это уже прекрасно. Это уже шаг к Богу. Главное, чтобы это было искренне, от сердца. Вот что еще важно знать: Бог очень высоко ценит личность каждого человека. Он за каждого на кресте умер. И Он терпеливо ждет, когда человек придет к Нему. Любое искреннее движение к Нему ценит.

Сплошной праздник

- Есть ли кардинальные отличия в особенностях соблюдения поста, отношения к посту у наших предков в дореволюционной России и сегодняшних россиян?

- В то время пост был неотъемлемой частью жизни. Вообще вся жизнь, быт строились в зависимости от церковного календаря. Скажем, в первый день Великого поста закрывались мясные лавки. В великие праздники, например на Благовещенье, 7 апреля, не работали, посвящали время молитве, чтению, общению с родными. Была даже поговорка: «На Благовещенье птица гнезда не вьет». Очень многое в жизни было связано с верой. Для людей тогда Бог, вера - всё это были не абстрактные понятия. Они молились, соблюдали посты и чувствовали, что Господь в их жизни постоянно участвует, помогает во всем. И в этом было единство народа. Конечно, был тогда и нигилизм, и прочие нехорошие явления. Но в основном жизнь людей строилась по вере. Так что многие иностранцы, бывавшие в России, изумлялись, как русские истово веруют, и признавали, что в этом есть особая красота.

- Праздники во время Великого поста - какие и как их проводить?

- Как ни странно это покажется на первый взгляд, в Великий пост много праздников. Можно сказать, все шесть недель - сплошной праздник. Кроме самых известных - Благовещения, Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, - есть и другие, менее известные, но любимые народом. Память великомученика Феодора Тирона, сорока мучеников, преподобной Марии Египетской, неделя Торжества Православия, неделя Крестопоклонная и много других. В Великий пост многие исповедуются, причащаются, соборуются - это разве не праздники? Еще какие! Праздники Великого поста особые: они приносят душе тишину, мир, устремленность к добру. Все церковные богослужения в Великом посту направлены именно на это. В особенности знаменитая покаянная молитва Ефрема Сирина. Она очень благотворно действует на душу. Пушкин даже, под впечатлением от этой молитвы, посвятил ей отдельное стихотворение:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне одна приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Есть такое заблуждение, будто духовная радость слабее, чем радость внешняя, житейская. Но я совершенно точно вам говорю: если бы человек вкусил настоящей духовной радости, то все прочие приятности жизни показались бы ему бледными и какими-то засушенными, как цветы в гербарии.

- Почему Великий пост считается подготовкой к празднику Пасхи?

- Есть такая старая притча. Три странника, путешествуя по одной стране, услышали, что сегодня царь каждому посетителю раздает золото. Один посмеялся: «Сказки все это!» - но всё-таки из любопытства пошел. Другой подумал: «Конечно, это как-то странно и сомнительно, скорее всего, пустые слухи, но мало ли что…» - и на всякий случай вынул из своей котомки треть вещей, чтобы освободить немного места. А третий, услышав про обещание царя, вытряхнул из своей дорожной сумы все, что было, да еще и тщательно ее почистил изнутри и снаружи. Пришли. Царь попросил каждого развязать свою суму. Подошел к первому страннику - сума плотно набита вещами. Царь положил ему сверху несколько монет. Второму насыпал треть котомки - столько, сколько было там свободного места. А суму третьего наполнил золотом доверху, да еще и за пазуху ему насыпал - за веру и усердие.

Духовное ликование в праздник Пасхи - это дар, который каждому дается настолько, насколько душа может вместить. Поэтому мы и выбрасываем в Великий пост из своей души все, чем она забита, очищаем ее - и тогда, по мере нашего усердия, принимаем пасхальную радость. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах