«Пень на дороге». В Первоуральске дали шанс культурному наследию

Более 30 лет общественники Первоуральска спасали от уничтожения уникальную «городскую усадьбу XIX века».  На днях суд с подачи прокуратуры решил, кто должен нести ответственность за сохранность «бесхозного» памятника.

   
   

«Пень на дороге»

С 80-х
годов усадьба под угрозой сноса.
Единственную сохранившуюся в Первоуральске усадьбу XIX века готовили под снос ещё в 80-х годах прошлого века. Тогда в местной газете появилась  статья под говорящим заголовком «Пень на дороге». Сторонники уничтожения уникального строения убеждали горожан в необходимости принести «развалюху» в жертву современному строительству. К счастью, нашлись те, кто решил встать на защиту «пня».

«Тогда вопросы сохранения уникальных зданий решались проще, к мнению общественности прислушивались, - говорит председатель регионального общественного движения «Народный дом» Сергей Саблин. – По нашим обращениям, выступлениям в прессе была создана комиссия, в которую входили в том числе архитекторы из Екатеринбурга. Результатом работы этой комиссии в 1987 году стало решение Свердловского облисполкома о признании «Городской усадьбы XIX века» объектом культурного наследия регионального значения».

Власти Первоуральска, раз уж на то дело пошло, поселили в выжившем доме клуб 8-го микрорайона, который стал прародителем «Народного дома» - филиала областного Дома фольклора. Усадьба задышала полной грудью. Здесь впервые на Среднем Урале возродились молодёжные вечёрки, в этих стенах звучали казачьи песни знаменитого фольклорного ансамбля «Воля», сотрудники «Народного дома» привозили сюда материалы интереснейших фольклорных экспедиций. «Народники» своими силами на собственные средства пытались поддерживать жизнеспособность усадьбы. Справедливости ради надо сказать, что первое время  по мере сил их поддерживала администрация Первоуральска.

Бельмо в глазу

«Вместе с тем все эти годы нас периодически пытались отсюда выжить, но мы усиленно сопротивлялись, - рассказывает Сергей Саблин. – С какой целью – для нас остаётся тайной. Любопытно, что в строительных документах многоэтажного дома, который возвели по соседству с усадьбой, значится: «рядом памятников архитектуры нет». А в 2016 году нас как муниципальное учреждение культуры расформировали. Теперь мы – общественное объединение. Но это не значит, что мы бросили усадьбу. В ней по-прежнему кипит жизнь. Только теперь приходится сторожа оставлять, мало ли что…»

Опасения «народников» не беспочвенны – мало ли памятников архитектуры и объектов культурного наследия в Свердловской области уничтожались подло, по-тихому, в ночи? К слову,  многие горожане – «только между нами, не для протокола» - уверены, что усадьба для застройщиков как бельмо в глазу. Место-то это на улице Ленина «козырное», вот кто-то очень терпеливый и готовит почву для разрушения памятника, с тем чтобы потом с чистой совестью снести его останки.

   
   

Вынашивал ли кто-то подобные планы или это исключительно «городские страшилки» - неизвестно. Но так или иначе старинный дом попал в поле зрения прокуратуры Первоуральска, которая провела проверку соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Надо полагать, что сотрудникам надзорного ведомства не составило труда выяснить, что дом находится в таком состоянии, что не сегодня завтра город может своего культурного наследия лишиться.

«По результатам проверки прокуратура направила в суд исковое заявление с требованием признать 25/35 доли в праве общей собственности на индивидуальный жилой дом, являющийся объектом культурного наследия, – здание «Городская усадьба XIX века» - выморочным имуществом, возложить на администрацию городского округа Первоуральск обязанность организовать работу по оформлению права собственности на указанное имущество, - говорит официальный представитель Свердловской областной прокуратуры Марина Канатова. – Первоуральский городской суд исковые требования прокурора удовлетворил. Судебный акт в законную силу не вступил».

Загадки и подсказки

Общественников, взявших на себя добровольную миссию хранителей старинной усадьбы, решение суда порадовало. Когда оно вступит в законную силу, власти Первоуральска должны будут на правах собственника поддерживать жизнеспособность дома. «Хотя, конечно, нам интересно, как право собственности оказалось поделено на 36 долей? Загадка… – говорит Сергей Саблин. – По нашим данным, у дома семь наследников - это потомки Машаровых и Симаковых, которые делили усадьбу. Кстати, в 80-х годах, когда дом готовили под снос, здесь ещё были жильцы. Тогда кому-то была выплачена денежная компенсация, а кому-то предоставлено жильё».

Загадок старинная усадьба преподносит немало. Например, доподлинно неизвестно, в каком году она была возведена. В пользу XIX века говорит характерный для этого времени стиль строительства, кроме того, дом изредка выдаёт подсказки. «Известно, что в 1908 году усадьбу купил управляющий лесами Машаров, - рассказывает Сергей Саблин. – Но во время ремонта русской печи на первом этаже дома в её кладке была обнаружена монета 1871 года. А когда мы решили подремонтировать стены, сняли штукатурку, то под дранкой нашли газету «Новое время» Санкт-Петербурга, датированную 1872 годом. Она ветхая, конечно, но часть информации читалась – подробно рассказывалось, куда отправилась царская семья, во что её члены были одеты. Ну и наконец, вскрывая полы (опять же во время ремонта), мы нашли между половицами медальон к 100-летию Александра Сергеевича Пушкина».

КСТАТИ
Главный специалист по связям с общественностью администрации городского округа Первоуральск Наталья Сычёва заявила, что комментарии по поводу дальнейшей судьбы «Городской усадьбы XIX века» последуют после того, как судебный акт вступит в законную силу.

Центр фольклора

1871
год значился на найденной в печной кладке монете.
«Народники» в реанимацию древнего дома вложились изрядно. Тратили собственные средства, находили спонсоров, готовых поддержать сохранение более чем скромного исторического облика Первоуральска. Меняя венцы, например, общественники удивились, что они сосновые. Дом-то возведён из лиственницы, и, мягко говоря, странно делать у того дома «на века» нижние брёвна из сосны. «Мы пришли к выводу, что венцы уже кто-то менял до нас, - говорит Сергей Васильевич. – Но кто и когда – тоже загадка».

Кстати, в 60-х годах  между брёвнами дома был обнаружен пистолет с патронами. Об этом Саблину рассказывала одна из Симаковых-младших, которой в ту пору было лет 10. «Она помнила, что не могла зайти в дом, поскольку всё было оцеплено милицией. К сожалению, больше никаких сведений о том инциденте нет», - говорит председатель «Народного дома».

У общественного движения есть чёткое понимание того, как возродить усадьбу к жизни. После реставрации (здесь надежды возлагаются на администрацию Первоуральска) здесь можно было бы открыть центр фольклора. Несколько комнат отдать под музей – с экспонатами проблем нет, интересные старинные бытовые вещи наверняка пылятся без надобности и должного почтения во многих уральских семьях, да и в запасниках «Народного дома» кое-что имеется. Кроме того, здесь можно проводить обрядовые праздники на радость горожанам и туристам. Не собираются сворачивать защитники дома и исследовательскую работу – народная культура Среднего Урала таит ещё немало непрочитанных страниц.

Словом, душа уникальной для Первоуральска усадьбы жива. Дело за тем, кто будет ответственен за её «тело». Пусть даже по решению суда.