Право на жизнь: нужны ли Среднему Уралу бэби-боксы?

Причём порою это заканчивается убийством ребёнка. Что может исправить ситуацию и спасут ли новорождённых «лишних» детей бэби-боксы – в материале «АиФ-Урал».

   
   

Смертный грех

«Никогда не пойму мать, которая избавляется от собственного ребёнка, – пишет наша читательница из Екатеринбурга Валерия Кашапова. – А умертвить своё чадо – грех смертный, непростительный! Если тебе трудно, если ребёнок «нежелательный» – оставь его в роддоме, отнеси в больницу, подбрось в бэби-бокс. Но ни в коем случае нельзя лишать маленького человека жизни! Да, жить сейчас непросто, тем более если женщина осталась одна, ей вообще не на кого рассчитывать, кроме себя. И всё же думаю, что в советское время люди гораздо реже избавлялись от детей. А главное – молодые мамы были уверены в завтрашнем дне, они знали, что государство их в беде не оставит…»

…Очередной шокирующий случай, связанный с умерщвлением ребёнка, произошёл в сентябре в Богдановичском городском округе Свердловской области. Жительницу села Троицкого подозревают… в убийстве собственного сына.

«О преступлении органам правоохраны стало известно из местной больницы, куда обратилась сама женщина с целью оказания ей необходимой медицинской помощи, – рассказал официальный представитель регионального следственного комитета Александр Шульга. – Тело младенца было обнаружено оперативной группой в ходе осмотра места происшествия. По версии следствия, в ночь на 4 сентября 2016 года подозреваемая, находясь по месту своего жительства, родила жизнеспособного ребёнка мужского пола, после чего задушила его. Тело младенца она спрятала в лесном массиве...»

Следователи уже возбудили уголовное дело по статье 106 УК РФ (убийство матерью новорождённого ребёнка). На данный момент правоохранители проводят судебные экспертизы. По предварительным данным, младенец был задушен проволокой.

Между тем это не единственное подобное ЧП, случившееся в сентябре. 19 сентября в подъезде жилого дома в Екатеринбурге была найдена маленькая девочка грудного возраста. В областном полицейском главке сообщили, что сигнал о неожиданной находке поступил в 20:30. Брошенного младенца обнаружили жильцы. Девочка была завёрнута в светлое клетчатое одеяло и одета в цветастую чёрно-белую распашонку. По указанному адресу выехали сотрудники полиции и скорой помощи. Врачи определили возраст «подкидыша» в 5-6 дней. Найдёныша забрали медики в больничное отделение для обследования. Состояние здоровья ребёнка оценивается как удовлетворительное, однако его матери может грозить реальный уголовный срок по статье 125 УК РФ (оставление в опасности). На данный момент полицейские ведут розыск женщины.

Труп в морозильнике

Найти горе-мамаш, оставивших своё чадо в опасности, бывает порою очень непросто. Рожают они на дому, в женские консультации не обращаются, а брошенные младенцы, по понятным причинам, необходимых показаний дать не могут. Тем не менее в мае этого года правоохранители разыскали «кукушку», оставившую своего маленького сына в коляске на улице. Нерадивой матерью оказалась тридцатитрёхлетняя жительница Екатеринбурга. Свой поступок она объяснила тяжёлым материальным положением и отсутствием постоянного заработка: дескать, воспитывает сына одна, отец ребёнка никакой помощи не оказывает. Тем не менее в отношении матери малыша возбудили уголовное дело по статье 125 УК РФ. Ей грозит год лишения свободы.

   
   

Стоит отметить, что брошенных младенцев на Среднем Урале находят на свалках и в подъездах домов, в мусорных контейнерах, а то и просто на улице. В марте этого года водители обнаружили маленькую девочку на трассе под Первоуральском. Ребёнок, завернутый в женскую кофту, лежал в кустах и надрывался от плача. Если бы не счастливая случайность, малышка погибла бы от переохлаждения, и мать не могла этого не осознавать.

Самое же страшное, что новорождённые дети порою погибают от рук собственных родителей. В прошлом году произошёл случай, вообще не поддающийся никакому разумному объяснению. Окоченевший труп младенца был обнаружен в морозильной камере среди продуктов, причём лежал он там уже много месяцев. Мамаша пыталась доказать полицейским, что малыш появился на свет мёртвым. Вроде как она положила его в холодильник, чтобы позднее «тихонько» избавиться от тела. Однако экспертиза показала: новорождённый мальчик был живым, а скончался он от переохлаждения. Причём это был уже не первый подобный случай в биографии женщины. Пять лет назад она уже избавлялась от ребёнка, выбросив труп младенца на свалку…

Опека и попечительство на Среднем Урале. Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Устроены в семьи

Причины, по которым молодые мамаши бросают своих чад, могут быть самые разные. Нежеланная беременность, конфликты с будущим отцом, неуверенность в завтрашнем дне, бедность, отсутствие нормального жилья, незрелость мамы – в силу возраста, воспитания или социальных условий.

Кстати
Статья 106 УК РФ. Убийство матерью новорождённого ребёнка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорождённого ребёнка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Показательно, что большинство уральцев считает, что от своих детей избавляются только выходцы из социально неблагополучных, маргинальных слоёв населения, которые, возможно, сами не росли в нормальных условиях. Однако и во вполне благополучных семьях появляются «кукушки». Нередко за подобным поведением стоят вполне определённые страхи – «выпасть из жизни», стать не интересной мужчинам.

Кстати сказать, бывает, что мать, отказавшись от ребёнка, потом, пообщавшись с психологами и врачами или просто передумав, меняет своё решение. По данным региональной общественной организации «Аистёнок», в прошлом году в Свердловской области было зарегистрировано 138 отказов от ребёнка. Однако 15 из них позднее было аннулировано.

Что касается общей статистики: в 2014 году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла на Среднем Урале 18 747 человек, в 2015-м – 18 451, а в этом году перевалила за 21 тысячу. Но радует то, что большинство таких ребятишек усыновлены или устроены в семьи – приёмные или опекунские.

И ещё: сегодня в региональном банке данных зарегистрировано 2574 ребёнка, готовых к усыновлению. Это на 21,1% меньше, чем в I половине 2015 года.

Меньшее из зол?

Единственный на Среднем Урале бэби-бокс, установленный в храме во имя святителя Иннокентия Московского, в скором времени может оказаться вне закона.

В минувшем году общественность активно спорила по поводу легализации бэби-боксов. В этом году тема приняла неожиданный поворот. Законопроект сенатора Елены Мизулиной о запрещении «окон жизни» получил одобрение Правительства РФ.

Таким образом, дальнейшее существование единственного на Среднем Урале бэби-бокса, установленного в храме во имя святителя Иннокентия Московского, будет под большим вопросом. За два года в «храмовый» бэби-бокс было подкинуто два младенца – это даёт основание противникам проекта говорить о его неэффективности. Сторонники с такой оценкой эффективности категорически не согласны. «Надо понимать, что всегда будет определённый процент женщин, которым дети не нужны и которые не дойдут с беременностью до роддома – это мировая практика. В то же время очередей к бэби-боксам тоже не бывает, – говорит психолог Центра защиты материнства «Колыбель», инициатор открытия «окна жизни» в Екатеринбурге Елена Кокшарова. – Но! В наш бэби-бокс положили двух малышей. Это две спасённые жизни. Кто может сказать, много это или мало? Давайте запретим бэби-боксы, в конце концов жили же без них. От этого оставлять младенцев в подъездах не перестанут. Беда в том, что другой альтернативы женщинам никто не предлагает. У нас в области, например, им, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации, некуда стучаться».

Звено в цепи

«Конечно, запретить проще всего, хлопотнее подумать о причинах появления подкидышей, – говорит уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков. – Да, в нашей области работает система отказа от ребёнка, в том числе временного. Есть центры помощи матерям, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, в роддомах с «кризисными» женщинами, судя по отчётам, работают. Но каждый случай убийства матерью новорождённого, каждый обнаруженный подкидыш – повод задуматься. Ребята, если не смогли предотвратить, может, недорабатываете?».

По словам Игоря Рудольфовича, бэби-боксы как гражданская, общественная инициатива имеют право на существование. Как одно из звеньев в цепи профилактики социального сиротства, поскольку не каждая женщина готова пойти по официальному пути отказа от нежелательного ребёнка. «И потом, прежде чем запрещать, неплохо бы узнать общественное мнение, – говорит Игорь Мороков. – В минувшем году одна из уральских телекомпаний проводила опрос по поводу отношения к бэби-боксам. И 79% участников опроса высказались за их право на существование».

Между тем многие специалисты, работающие в области профилактики отказов от детей и социального сиротства, уверены: бэби-боксы не та мера, которая может помочь женщинам, доведённым до отчаянья. «Женщины, отказывающиеся от детей или подкидывающие их в общественные места, и те, кто убивает своих новорождённых, – абсолютно разные категории, – уверена руководитель региональной общественной организации «Аистёнок» Лариса Лазарева. – Первым – можно и нужно помочь. Другое дело, что в области не хватает кризисных центров для таких женщин. Государственные центры принимают матерей с детьми с определёнными ограничениями. Где-то обязательно наличие документов, где-то есть ограничения по возрасту ребятишек. Общественные же организации ориентированы на быстрое реагирование. Но они ограничены в средствах».

В идеале государственные структуры и общественные организации должны работать по профилактике социального сиротства в тесном сотрудничестве. Такой опыт на Среднем Урале есть, но системный характер он не носит.

Рожать или не рожать – вопроса больше нет

Валерий Амиров, доцент департамента журналистики УрФУ:

– Правительство поддержало предложение сенатора Мизулиной о запрете бэби-боксов. Тем самым ставится точка в споре о том, морально это или нет – предоставлять матерям возможность передать нежеланных детей на воспитание государства посредством бе­зы­мянного ящика.

Символично, что информация об этом появилась после сообщения о призыве Патриарха к запрету абортов. То есть отныне женщине нельзя будет не рожать и нельзя будет не кормить. Принимая такую систему, государство фактически переходит к репрессивному стимулированию демографии. Забеременевшая обязана родить и выкормить ребёнка при любых обстоятельствах. Иное будет сопровождаться серьёзным уголовным преследованием. Приведёт ли это к реальному росту рождаемости – очень сомнительно. Гораздо более вероятно – к росту детоубийств и смертности молодых женщин от криминальных абортов. И, разумеется, к дальнейшему обнищанию населения – семьи станут более многочисленными, но более бедными.

Для окончательного завершения формирования государственной политики репрессивного роста численности населения нужно принять ещё закон о налоге на бездетность. Тот, который был в советское время, когда бездетные мужчины и женщины облагались дополнительным 6-процентным налогом. Его ещё не слишком литературно называли «налогом на яйца». Те, кто не мог иметь детей по физиологическим причинам, обязаны были приносить в бухгалтерию многочисленные справки с гинекологическими и урологическими подробностями. А бухгалтерия всегда могла рассказать общественности, у кого «не стоит» и у кого «не получается».

Налог, думаю, введут обязательно. Минфин отчаянно ищет – где взять деньги, а стране не менее драматически нужны рабочие руки и руки, способные держать автомат. Тут два одиночества обязательно встретятся.

И ещё нужно будет официально объявить вне закона всякие «чайлд-фри» и гомосексуалистов с лесбиянками. Первые не хотят рожать принципиально, а теперь придётся, вторые не рожают, видите ли, по идейным соображениям – а Родина их научит уважать свои интересы.

Можно было бы, разумеется, иначе – стимулируя многодетные семьи деньгами, землёй, льготной ипотекой и так далее. Можно, конечно, поднимать зарплаты, чтобы семьи могли кормить и экипировать детей не по-нищенски, а нормально, но Отечество вползает медленно и уверенно в привычную колею – бедные, но гордые. И чем более бедные, тем более гордые. Патриотизмом в такой системе называется готовность быть патологически нищим. Наследственно нищим – из поколения в поколение. Печально всё это...

И мужчины в ответе

Отец Симеон Шестаков, настоятель храма Георгия Победоносца в Североуральске:

– В ряде случаев причина отказа от ребёнка кроется в характере и поведении самой женщины. Но есть и более глубинные причины – испорченность человеческой природы. На подобных примерах раскрывается бесчеловечность общества в нынешнем его состоянии. Но опять же нельзя грести всех под одну гребёнку. Ситуации бывают разные.

Конечно, это не может быть нормой – отказ от своего малыша, но, возможно, в ряде случаев это честнее по отношению к нему. Тем самым женщина даёт шанс ребёнку обрести семью и любящих родителей. Бэби-бокс – это тоже палка о двух концах. С одной стороны, в какой-то степени это расхолаживает, а с другой… Не положит женщина ребёнка в бэби-бокс – положит в мусорное ведро.

Как искоренить это зло? Это наподобие платоновской утопии. Всё начинается с нравственного воспитания, с чувства ответственности каждого человека перед другими. К сожалению, далеко не все сегодня понимают важность деторождения, продолжения своего рода. Посмотрите, что пропагандирует телевидение – принцип «бери от жизни всё», бесконечную смену партнёров. Особенно глубоко это влияет на неокрепшие умы детей и подростков. А когда эти девочки и мальчики вырастают, и перед ними встаёт выбор – детей рожать или жить ни о чём не заботясь, они выбирают второй вариант.

Вопросы есть не только к женщинам, но и к мужчинам. Я уверен: если бы за женщинами стояло больше настоящих мужчин, готовых брать на себя ответственность, таких поступков бы было меньше. Женщины нуждаются в «каменной стене», но она, увы, сегодня ненадёжная.

Куда податься матери?

Анастасия Ленивцева, юрист, многодетная мама:

– Сидя дома на тёплой кухне, легко критиковать женщин, бросающих своих детей. Видимо, какие-то крайние меры толкают матерей на это. Я была свидетельницей нескольких случаев, когда младенцев подкидывали прямо на крыльцо больницы. Детям повезло: их вовремя обнаружили и спасли. Сначала, видимо, появляется эйфория, что есть малыш, а потом охватывает ужас: чем кормить, как жить?

Да, это дикость – бросить ребёнка на улице. Но вы попробуйте цивилизованным путём его пристроить? Если в роддоме механизм отработан – пишешь отказную и уходишь, то, когда ты уже дома, куда идти? Соцслужбы работают с 8 до 17, да и то не каждый день. Возможно, это зло звучит, но у женщин просто нет цивилизованных вариантов решения этой проблемы. А тут ещё бэби-боксы хотят закрыть.

Причин, почему женщины бросают детей, может быть несколько: недосып, отсутствие денег, страх, желание лучшей доли своему малышу. Матери нужно помочь именно на этом этапе – вселить в неё уверенность в будущем. Самое первое – помочь финансово, второе – психологически. Увы, коренным образом этой проблемы не решить. Ментальность у нас не та – мы не поддерживаем друг друга, а, напротив, готовы кинуть последний камень в того, кому плохо.

Трагедия общества

Игорь Кириллов, председатель общественного движения «Многодетные семьи Урала»:

– Брошенные дети – это, на мой взгляд, трагедия нашего общества. Необходимо, что называется, звонить во все колокола, чтобы соответствующие службы обратили на данную проблему пристальное внимание. К сожалению, в школах на уроках сегодня очень редко заходит речь о материнстве, о воспитании, о любви. А ведь именно со школьной скамьи формируется отношение к детям.

Нередко женщины идут на преступление, избавляются от детей, потому что попадают в безнадёжную ситуацию. Денег нет, муж бросил. В такой ситуации самой бы с голоду не умереть. Не сомневаюсь, что если бы женщина чувствовала себя финансово защищённой, то случаи отказа или убийства уменьшились бы в разы. Тот же материнский капитал, призванный стать стимулирующим фактором к деторождению, должен вручаться уже за рождение первого ребёнка. Это действительно страшно, когда человек отказывается от своего дитя только из-за материальных соображений.

И я полностью поддерживаю идею установки в крупных городах бэби-боксов. Да, сегодня много говорят об их малой эффективности, о том, что в них было подброшено всего несколько детей. Но я считаю, что если удалось спасти хоть одного маленького человечка от верной смерти – значит, их установка уже полностью себя оправдала.