Уникальный музей старинных мотоциклов существует в Екатеринбурге

Автор фото: Алексей Заякин / «АиФ-Урал»

Спустя много лет он основал в уральской столице самый большой в городе музей раритетной мототехники.

   
   

Банда «мопедистов»

– Первый мопед – он как первая любовь, в памяти навсегда, – говорит Яков. – Прекрасно помню, как отец вкатил во двор мопед, который предназначался в подарок старшему брату. Глаза у нас вмиг загорелись и стали по пять копеек. Уж сколько троп и дорог мы на нём исколесили в детстве – сейчас и не сосчитать. Через несколько лет мопед по наследству от брата перешёл ко мне. Состояние к тому моменту у него, конечно, было не идеальное, но у нас во дворе образовалась целая банда «мопедистов». Мы чинили технику, что-то к чему-то вечно приваривали, ну, в общем, были не хуже товарища Кулибина.

Спустя несколько лет у Якова появился мотоцикл. Да какой! Соседи Кузнецова уезжали на другую квартиру и оставили в своём сарае много хлама. Среди различных безделушек и тряпья оказалась и совершенно раритетная вещь – старенький французский тяжёлый мотоцикл «Gnome et Rhone».

– Мы с парнями еле успели достать его из развалин, потому что приехал трактор и стал сносить сарай – на этом месте планировалось строительство многоэтажного дома, – говорит Кузнецов. – Думаю, что этот раритет оказался в Свердловске ещё в военные годы. Я потом наводил справки. Данная французская компания выпускала авиационные двигатели и мотоциклы. Ну, в общем, нам даже удалось его завести и покататься.

Яков Кузнецов гордится своей богатой коллекцией раритетных мотоциклов. Фото: «АиФ-Урал»/ Автор фото: Алексей Заякин

Радость на душе

Кстати
Музей был открыт в Екатеринбурге 6 марта 2014 года. Свою коллекцию от посторонних глаз Яков не прячет. К нему постоянно приходят на экскурсии екатеринбургские школьники, ребята из детских домов. Он постоянно общается с коллекционерами со всей страны и даже Европы.
Уже после армии Кузнецов в одной из газет увидел объявление о продаже немецкого мотоцикла BMW R 35. Наверное, этот момент и можно считать отправной точкой для его богатой коллекции. Он приобрёл мотоцикл, а затем нашёл и его первого хозяина, восстановил документы.

– Большинство мотоциклов из моей коллекции попали ко мне через знакомых, которые в 90-е годы занимались спекуляцией и продавали эти раритеты заграницу, – продолжает Яков. – После развала Союза хороший мотоцикл можно было приобрести у какого-нибудь дедушки за 50 долларов. Их в большом количестве вывозили через Белоруссию и Польшу и продавали за большие деньги европейским коллек­ционерам. Мне было ужасно обидно, что такие технические раритеты первой половины 20 века бесследно исчезают из страны. Наверное, это стало ещё одной причиной, что я стал коллекционировать мототехнику.

Сегодня в коллекции у Кузнецова порядка 50 различных мотоциклов немецких, английских, французских и советских производителей. Есть и совершенно уникальные экземпляры двадцатых годов прошлого столетия. Как они оказались в России – только одному Богу известно.

   
   

– Почти вся техника у меня на ходу, часть сейчас находится на реставрации, – говорит Яков Кузнецов. – Привыкаешь к ним, как к собаке. Порой подойдёшь, просто потрогаешь – и уже какая-то радость на душе.

Смотрите также: