Сегодня его коллекция ретроавтомобилей самая большая в Верхотурье и поглазеть на чудо-машины прошлого века приходит весь город.
Как изменил жизнь день города?
Михаил Марков, как и большинство верхотурских мальчишек, в школьные годы любил повозиться с машинами – нередко движки перебирал. Как и все ребята его возраста, был безумно рад своему первому мопеду. Как и большинство сверстников, после школы пошёл служить в армию и потом вернулся в родной город. Стал заниматься ремонтом, строительством и реставрацией культурных сооружений и храмов Верхотурья.
Жизнь текла своим чередом – работа, семья, дети, и о юношеском увлечении ретротехникой он вспомнил лишь относительно недавно. В начале двухтысячных годов случайно оказался в Екатеринбурге на Дне города.
«Местный ретроклуб выставлял на показ жителям отечественные автомобили середины и второй половины прошлого века, – вспоминает он. – Зевак собралось в центре великое множество. Посмотреть действительно было на что. Мне в тот момент почему-то сразу вспомнился родительский мотоцикл и наш старенький «Москвичонок-412», который мы потом «благословили» племяннику. Я приехал домой, сам не знаю почему вдруг пошёл до киоска и купил газету частных объявлений, где «напоролся» на продажу легендарного «армейского трудяги» ГАЗ-67. Подобную машину я видел на выставке. Что и говорить, именно в тот момент по-настоящему загорелся. Захотелось получить машину и прокатиться на ней на параде Победы. Поехал в Бисерть к продавцу. Нашли компромисс по цене, и таким образом в моей коллекции появилась первая машина».
Какие были подводные камни?
Уже на первых порах Михаил столкнулся с множеством подводных камней. Например, у него возникли серьёзные трудности с тем, где взять оригинальные детали для своего старенького автомобиля.
«В поисках нужных деталей я исколесил, наверное, всю область, – говорит Марков. – Иногда «железяки» присылали мне домой прямо в бандеролях. Потом начали появляться транспортные компании, доставать нужные вещи стало немного легче. Я познакомился с ребятами-коллекционерами. Выяснил, что на восстановление автомобиля в среднем уходит два-три года. Хочется ведь найти оригинальную деталь, а на это требуется время. Но, пожалуй, главная сложность заключалась в отсутствии нужных специалистов, которые способны воссоздать технику в первозданном виде. Таких в Верхотурье по пальцам одной руки можно было пересчитать. Если механики и находились, то почему-то они все как на подбор страдали давним русским недугом – были неравнодушны к алкоголю. Из-за этого рабочий процесс сильно тормозился. Самому же на постижение азов попросту не хватало времени – всё-таки львиную долю проводил на основной работе».
«Ехал по улицам Екатеринбурга и увидел мужика на «Волге-21», – улыбается он. – Решил догнать и спросить, не продаёт ли он свой раритет. Три часа гонялся за ним пока он, наконец, не соизволил остановиться. Говорит: «Я сам не продаю, но знаю человека, у которого такая машина гниёт на огороде». Я два дня потратил, чтобы найти этот огород и этого человека. Теперь машина стоит у меня. Правда, пока руки не дошли её восстановить. Дело это очень затратное, скажу я вам. В среднем требуется от 500 тысяч до миллиона рублей».
Сегодня в коллекции Михаила больше 15 раритетных автомобилей и два десятка мотоциклов. Причём большинство техники на ходу. Он честно признаётся, что равнодушен к современным автомобилям. Всё свободное время лазает по Интернету и изучает старинные машины. Уверен, что до 60-х годов прошлого века Советский Союз был в числе новаторов в автомобильной технике и только потом стал отставать от зарубежных коллег.
«Первое время родные, конечно, не понимали моего увлечения, говорили, что хватит тратить деньги понапрасну, – говорит Марков. – Но вы не представляете, какое это счастье – пройтись по ангару, постоять около каждой машины, потрогать детали. Знаете, как это душу греет. Конечно же, я мечтаю о создании музея ретротехники в родном городе. У меня даже есть бизнес-план. Надеюсь, что когда-нибудь моя мечта осуществится».