Страшно умирать: кто наживается на смертях екатеринбуржцев

Максим Кармаев / АиФ

В борьбе за деньги убитых горем родственников ломают кости конкурентам и поджигают их автомобили. Как устроен бизнес на трауре?

   
   

Торговля телами

Смерть близкого человека, даже смертельно больного, всегда будет оставаться шоком для родных. Но для кого-то это – тот самый момент, когда надо опередить конкурентов, втереться в доверие и любой ценой убедить родственников - «заполучить клиента». И далеко не все похоронщики при этом заботятся даже о видимости соблюдения закона – в ход идут и обман, и подкуп полицейских с медиками, чтобы первыми узнать о «свежем» покойнике. Когда речь заходит о борьбе с конкурентами, то в ход идут поджоги и погромы.

Для Екатеринбурга одним из ярких примеров «похоронного беспредела» стали так называемые «Дондики». Это собирательное название группы коммерсантов, которое произошло от одноимённого ИП. В мае 2017 года несколько «похоронных мафиози» – Максим Чайка, Денис Синяк, Александр Шишкин, Сергей Кадочников, Егор Аммосов и Виталий Объещиков – оказались на скамье подсудимых.

История «Дондиков» начиналась несколько лет назад, когда похоронный бизнес в Екатеринбурге в значительной части контролировался людьми, так или иначе связанными с легендарным ОПС «Уралмаш». Более-менее заметными деятелями похоронной мафии были Максим Чайка и Денис Синяк. Однако они были под «крышей» двух уралмашевских авторитетов из 90-х и координировали деятельность мелких фирм, занимавшихся «грязной работой». А именно: они налаживали контакты со «Скорой помощью» и устанавливали таксу для дежурных полисменов. Благодаря отлаженному потоку информации они первыми оказывались на месте, где «окучивали» убитых горем родственников.

Несколько лет назад выстроенная структура раскололась. Часть предпринимателей решила начать самостоятельную игру и отнять как можно большую долю рынка у своих «патронов». Так, уверяют источники редакции, и появились «Дондики». Естественно, добровольно «клиентурой» делиться никто не хотел. И тогда Екатеринбург погрузился в хаос с поджогами машин и избиением оппонентов. Апофеозом стало появление в городе «независимого» похоронного агента Дмитрия Малышева, который заявлял, что будет самостоятельно хоронить то своего «друга», то – «тётю». Де-юре права не это имелось – земля на кладбищах была муниципальной. Де-факто конфликты нередко доходили рукопашной.

Осенью 2016 года назад конфликты с Малышевым привели к активизации правоохранительных органов. Сначала силовики отправились на «зачистку» муниципальных служб – обыски прошли и в «Комбинате спецобслуживания», где руководящую должность занимал ставленник уралмашевских боссов. Тогда и появилась версия, что Малышев действовал именно в интересах «Дондиков». Одновременно появилось уголовное дело против руководства одного из кладбищ, директор которого приторговывал могилами.

   
   

Под суд

Впрочем, довольно быстро ситуация резко изменилась, и в поле зрения силовиков попали уже сами «Дондики». В первую очередь этому способствовал вал криминала, к которому пришли противоборствующие стороны – уничтожались и сжигались машины, людей грабили и избивали, а некоторым неугодным подстраивали ДТП. В результате на скамье подсудимых оказались Чайка и Синяк с компанией.

«В 2013 году Максим Чайка стал активно предлагать руководству ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» организовать совместное предприятие с Емельяновым и Синяком. При этом «КСО» должно было отказаться от части заказов в пользу коммерческого предприятия. В свою очередь, Синяк и Емельянов предлагали создать денежный фонд с целью оплаты акций по устранению конкурентов. После того в муниципальном предприятии отказались от данного предложения, произошла серия повреждений автомобилей сотрудников. Обвиняемые уничтожили  10 автомобилей, принадлежащих конкурентам, четырёх из них – путём поджога», - рассказала официальный представитель прокуратуры Свердловской области Марина Канатова.

В «послужном списке» у Шишкина и Чайки числится и разбойное нападение на сотрудника ювелирной компании – в результате добычей стали драгоценности на полмиллиона. А из-за испортившихся отношений с бывшей женой Чайка, по версии следователей, устроил аварию с машиной её подруги, к которой ушла жить жена после развода.

Станет ли рынок ритуальных услуг чище? Увы, но поводов для оптимизма пока нет. Его только начали чистить, но масса коллег Чайки и Синяка пока остаются на свободе. 

Смотрите также: