Таможня творит добро. Как кинолог стала спасателем животных в деревне

Если бы не Екатерина, это был бы чей-то воротник © / Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»

В Белоярском районе есть деревня Гилёва, в ней, рядом с речкой, стоит небольшой домик. А рядом с ним можно часто увидеть симпатичную блондинку с поводком. То собак выгуливает, то енотовидную собаку. Девушку зовут Екатерина Николаенко, она работает в таможне аэропорта Кольцово кинологом. Но помимо служебной овчарки Микки у девушки в хозяйстве огромное количество животных. Часть из них Екатерина буквально спасла.

   
   

Затея с братом и другие животные

До 2017 года Екатерина с мужем Антоном жили в Екатеринбурге на съёмной квартире. Она – кинолог, он – охотник. Из животных у них были только пожилая чихуа-хуа Тика и Микки, которую приходилось держать в клетке.

Пара задумалась о том, чтобы переехать в частный дом по двум причинам. Муж-охотник хотел завести ещё и лайку, но мало какой арендодатель пустит в квартиру семью с двумя собаками. К тому же обоим хотелось отказаться от магазинных продуктов в пользу своих, натуральных. А потом брат Екатерины купил дом в деревне Гилёва, и они подумали: почему бы не поселиться по соседству? Антон нашел работу в деревне, а у Екатерины работа посменная – доехать до Кольцово на машине не проблема.

Антон, как и планировал, завел лайку – Затею. Однажды поехал с ней на обучение – натаскивать собаку на белку. Оттуда вернулся не с белками, а с енотовидной собакой – у знакомого охотника появились щенки этого зверька. Екатерина вообще-то хотела корги, но Антон решил, что енот не хуже.

Нового жильца, получившего имя Умка, пришлось долго отмывать и ещё дольше социализировать – охотники не особо следят за животными. Умке построили просторный вольер.

Затон и Затея – брат и сестра. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

«Я сначала была в шоке. Вообще не понимала, как за ним ухаживать – рассказывает Екатерина. – Потом втянулась, мне стало интересно наблюдать за дикими животными, изучать их повадки».

Привыкнуть к сожительству с людьми Умке было непросто – всё-таки это дикий зверь, не собака и не кошка. Катя его даже на работу с собой брала, чтобы он социализировался. Зато теперь Умка с Екатериной спокойно гуляет на поводке и даже в доме бывает – не прирученный енот разнёс бы в людском жилище всё, до чего дотянулся.

   
   

Следующим спасённым животным оказался Затон – брат Затеи. Они родились в одном питомнике, но Затею взял ответственный Антон, который понимал – если собака родилась лайкой, это ещё не значит, что она уже обученный партнёр по охоте. А вот первый владелец Затона не особо занимался его обучением и через два года вернул его в питомник со словами: «Это не охотничья собака».

Не самый худший сценарий для пса, которого забраковал охотник, – часто они просто убивают собак, не оправдших их ожиданий. Шансов на то, что двухлетнего пса кто-то купит, было мало, и заводчик отдал Затона Кате и Антону. У них Затон обрёл не только жильё, но и охотничьи навыки – новые хозяева его обучили.

О белых воронах и брошенных детях

Сейчас в хозяйстве Николаенко множество домашней птицы. Началось всё с того, что охотник Антон пожалел курицу...

Подруга Екатерины разводит птиц, и однажды у неё в инкубаторе появилась курица, у которой не сложились отношения в коллективе. Другие птицы стали её клевать до кости. Пернатого изгоя предложили Антону – лайку потренировать. Но ребята её пожалели и вылечили. И прожила она у них довольно долго. Правда, позже её все же загрыз сбежавший из клетки енот Умка.

Но начало птицеводству было положено, теперь у Антона и Екатерины живут не только куры, но и утки, гуси, индюки и даже цесарки.

А потом у Кати и Антона завёлся медведь. К ним обратились охотники – подобрали на охоте медвежонка. Пристрелить рука не поднимается, оставить одного – то же что пристрелить, а куда девать - непонятно. Попросили приютить и откормить.

«У нас к тому времени уже были козы, а козы – это молоко. Оно медвежонку было очень нужно – он был сильно истощен, – говорит Екатерина. – Малыш остался без матери, и не факт, что её убили охотники. Если медведица чего-то пугается, то бросает детёнышей и убегает. И никогда не возвращается в берлогу, где оставила медвежат».

Временного постояльца Екатерина поселила вместе с енотом Умкой. Отпаивала его молоком через соску, как ребёнка. Откормить косолапого оказалось меньшей из проблем. Хотя и довольно затратной – подрастающий медвежонок ел очень много. Екатерине приходилось скупать в сельском магазине чуть ли не все имевшиеся в наличии яблоки, которые малыш очень любил и ел килограммами.

Около двух месяцев он прожил в хозяйстве Екатерины и Антона. Но содержать такого постояльца становилось просто опасно. «Даже маленький медведь очень опасен. Он очень силен, и когти у него внушительные. Я ставила ему в клетку тазик, в который наливала около 50 литров воды, и он его лапами спокойно переворачивал, – рассказывает Екатерина. – Нам даже пришлось ставить на вольер дополнительные сетки, чтобы он не убежал и не навредил себе или другим животным».

Малыш подрос и встал вопрос – куда его пристроить? В зоопарке девушке сразу отказали – медведей у них и так много, и его просто некуда сажать. Отказали ей и в нескольких заповедниках. Единственную реальную помощь, да и то по телефону, Екатерине оказал заповедник из Тверской области – там девушку консультировали, чем кормить медведя, как с ним общаться. Точнее, что не стоит с ним общаться вообще – чтобы он смог вырасти в лесного медведя и жить на воле. Потом его удалось пристроить в заповедник на Севере, и мишка уехал туда.

В хозяйстве Екатерины два енота и множество другой живности. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

А у енота Умки этой зимой появилась подруга Фуфа. Её Екатерина купила за две тысячи рублей, пожалев громко тоскующего от одиночества в ночи Умку. Прозвище самка енота получила за то, что шерсть её выглядела скатавшейся, словно фуфайка. Состояние у неё было ужасным – её было просто нереально расчесать. И вела она себя абсолютно дико, всего боялась.

Но благодаря хорошему питанию и отношению Фуфа понемногу приходит в себя. Останься она в питомнике, сегодня вполне бы могла стать чьей-то опушкой – енотовидных собак часто разводят и продают именно для этих целей.

«У них с Умой уже были щенки – мы их продали, – рассказывает Екатерина. – Дешево, но я смотрела, чтобы они попали именно в хорошие руки, а не на звероферму. Двое теперь в Кушве живут, один тут, неподалеку, ещё один уехал в Кемерово».

Жизнь среди зверей

Сейчас у Екатерины и Антона в хозяйстве около ста птиц, две взрослых козы и три козлёнка, два поросёнка, четыре собаки, два енота и два кота. Девушка говорит, что содержание такого количества животных в деревне обходится не так уж дорого. Главное – не лениться.

Вокруг сельхозхозяйства, которые выбрасывают отходы: резаная морковь, например, и другие овощи, которые никому не нужны, идут на корм козам. Поскольку дом стоит рядом с рекой, утки и гуси летом живут там. Рядом ребята оборудовали покос. А собаки питаются специальным кормом.

К зиме большая часть домашней птицы пойдет на мясо, останется только родительское стадо, которое будет высиживать новых птенцов.

У Екатерины одних домашних птиц больше ста голов. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

У Антона день начинается в 6 утра – на нём птицы и козы. Коз он доит и выводит на покос, птиц кормит и выгоняет на речку. Поросят просто кормит. Потом идёт на работу.

В 9 утра (если не надо на смену) встаёт Екатерина – выгуливает и кормит кошек, собак и енотов, моет их вольеры. Но когда муж на охоте – всё хозяйство остаётся на Екатерине.

Сейчас, когда выработалась привычка, все процедуры занимают у нее примерно полтора часа. Если охота Антона совпала со сменами Екатерины, ей приходится вставать в 5 утра – к 8 на работу. Все задачи у нее расписаны по графику, говорит, что это очень помогает.

Если нужно что-то построить или приколотить – это тоже забота Антона, но Екатерина говорит, что многое может и сама. В крайнем случае можно попросить о помощи родственников – в одном селе живут. Развивать свое личное хозяйство в фермерское Екатерина и Антон пока не планируют – сейчас это просто не выгодно, да и целей таких у них нет.

Зимой к их дому приходят брошенные кошки – летом многие дачники тащат своих питомцев в село и тут бросают. Из коробки и синтепона девушка оборудовала для них домик и подкармливает. В сильные морозы запускает в дом – две комнаты общей площадью около 30 метров. Летом кошки уходят, зимой возвращаются.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Прошлой зимой Екатерина с односельчанами спасла собаку. Непонятно откуда взявшийся в селе пёс умер бы от холода и истощения, если бы сердобольные люди не построили ему будку. Девушка возила бедолаге кашу. Потом его пристроили в хорошие руки.

Сейчас у Екатерины слава спасательницы животных, ей часто звонят с просьбой помочь. Иногда доходит до смешного – садоводы просят забрать ёжика, который гуляет по саду. Девушка не исключает, что в будущем её хозяйство превратится в приют для животных.

«Я человек такой, не могу быть равнодушной. Особенно к животным. Они к нам приходят, мы их заводим. А значит, отвечаем за них».