Средний Урал по праву можно назвать кузницей талантливой молодёжи. Наши ребята уже не раз гремели на всю страну, завоёвывая престижные награды на интеллектуальных, художественных, технических и спортивных конкурсах.
Шаг в будущее
«Успех нашей выпускницы - это результат работы Математического клуба лицея, который уже много лет является участником программы «Шаг в будущее», - говорит учитель Мирошниковой Наталья Токмакова. - Вика трудилась над разработкой этой темы два года. Занимаясь в клубе, Виктория неоднократно защищала свои проекты на выставках и научных конференциях в Москве. В 2016 году получила диплом в профессиональной номинации «Лучшая работа в области математики и компьютерных наук». В 2015 году стала победителем Молодёжного космического форума «Семихатовские чтения». Вика интересный и творческий человек. Окончила школу с золотой медалью. Мы очень гордимся, что наша выпускница, которая в этом году поступила в Уральский государственный юридический университет, будет участником церемонии вручения Нобелевских премий».
Всё гениальное - просто
Уникальность изобретения молодого человека заключалась в его простоте. Конструктор состоял всего из двух видов пластиковых деталей, правда с необычными креплениями - соединяются они между собой 50 способами. «Квинт» протестировали на детсадовской ребятне, которые были просто в восторге от занятной игрушки. Даже отставшие в развитии от сверстников ребята могли воспроизвести силуэт зверушки или человечка.
«Прилавки магазинов игрушек завалены китайскими конструкторами и игрушками, но настоящих развивающих игр нет, - заявил юный изобретатель. - Я решил создать такую игру, полезную и весёлую. С помощью этих деталей можно сделать что угодно - от силуэта человека до маскировочной сетки».
Областные звёздочки
Отметим, что самых умных уральцев из года в год поощряют денежными премиями. Традиционно в День знаний глава региона вручает 50 юным талантам по 30 тысяч рублей. В нынешнем году премии получили ребята из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Кушвы, Сосьвы и Качканара и некоторых других городов области.
В областных городах, кстати, также хватает ярких звёздочек. Так, в числе лауреатов нынешнего года оказался восьмиклассник из сосьвинской школы №4, занимающийся в местном Доме детского творчества, Денис Воробьёв. Школьник стал победителем областных робототехнических соревнований для начинающих «HЕLLO, ROBOT!». Денис давно увлекается робототехникой, участвует в различных выставках технического творчества и соревнованиях, а также всероссийских предметных чемпионатах и общероссийских конкурсах по литературе, русскому и английскому языкам. Интересно, что самым младшим лауреатом стал пятиклассник из Нижнего Тагила Егор Ермаков. Он учится гимназии №18, а также является победителем регионального этапа Всероссийской робототехнической олимпиады.
«Сначала робототехника была для меня увлекательной игрой, а потом это переросло в очень сложное и интересное занятие», - говорит Егор Ермаков.
Яркие научные победы и изобретения уральских подростков яркое свидетельство того, что уровень образования в Свердловской области по-прежнему на достаточно высоком уровне. И это несмотря на низкие учительские зарплаты, нехватку квалифицированных педагогических кадров. Уральская столица по-прежнему один из центров подготовки российской технической интеллигенции, а выпускники школ востребованы в вузах, а затем на предприятиях.
Героями не рождаются
Ежегодно Главное управление МЧС России по Свердловской области вручает государственные награды, благодарственные письма, грамоты, дипломы фестиваля «Созвездие мужества», памятные подарки юным героям. Детям, проявившим мужество и отвагу в различных чрезвычайных ситуациях.
В огонь и воду
Минувший август на Среднем Урале выдался жарким. Четверо друзей из Ревды - Тимофей и Никита Щукины, Никита Бацула и Евгений Долгих - отправились на реку Чусовую купаться и рыбачить. Но отдохнуть мальчишкам не пришлось. Травяной пожар стремительно несло ветром в сторону леса. Отважные ребята, оценив угрозу, моментально бросились на борьбу с огнём. Длинными берёзовыми ветками, несмотря на дым и жар, мальчики начали прихлопывать пламя - метр за метром. Эффективность этого способа мальчишки уже не раз проверяли на практике, сбивая огонь в соседнем с их домами лесу. Домой друзья отправились, только когда убедились: очагов горения на поляне не осталось.
Не испугались огня и Алексей Поляков и Руслан Якимов. Поздним летним вечером в деревне Беловодье друзья уже собирались расходиться по домам, когда увидели пламя, охватившее крышу дома. Не раздумывая один из друзей бросился к горящему дому, а другой поехал на мопеде к сестре, живущей поблизости, велел ей вызвать пожарных, после чего поспешил на подмогу к товарищу. В горящем доме мальчишки обнаружили пожилую женщину, нуждающуюся в помощи. Ребята помогли хозяйке собрать и вынести ценные вещи и вывели саму женщину в безопасное место. Но на этом юные герои не успокоились: словно что-то предчувствуя, мальчишки решили обследовать задымленное помещение. И, как оказалось, не зря. В доме находились баллоны, один из которых был наполнен газом - их ребята, рискуя собственной жизнью, вынесли на улицу, тем самым предотвратив взрыв.
Самым же юным героем Среднего Урала по праву считается Ваня Макаров. В 2014 году первоклассник из Ивделя стал лауреатом фестиваля «Созвездие мужества» и обладателем государственной награды - медали «За спасение погибающих на водах». Отважный малыш спас одноклассницу, провалившуюся под лёд.
Не «бумажные знания»
Примечательный факт. Подавляющее большинство юных героев, скромно рассказывая о своих подвигах, замечали: «Я знал, как действовать. Нас этому учили на уроках ОБЖ». К сожалению, во многих школах Среднего Урала к этому предмету относятся как к второстепенному. И не только ученики. В первую очередь педагоги, которые зачастую рассматривают этот урок как обузу или как возможность занять на нем ребёнка «общественно полезным трудом».
«Специалистов, которые грамотно преподают эту дисциплину, действительно мало, - говорит преподаватель гимназии №205 «Театр», руководитель курса «Личная безопасность ребёнка» Михаил Рулёв. - На уроках ОБЖ дети должны получать не «бумажные знания» - они должны научиться пользоваться важным поведенческим инструментом, овладеть способностью принимать решения, брать ответственность на себя. Это ведь пригодится им не только в критической ситуации, но и в обычной жизни. Кроме того, очень важно, чтобы педагог смог донести до ребят знания о порядке действий в сложной ситуации, поскольку принимать участие в спасении можно и нужно тогда, когда ты знаешь, что делать. Иначе ты сам можешь оказаться в позиции того, кому нужна помощь».
По словам Михаила Александровича, в основе любого подвига, совершённого ребёнком, лежат определённые предпосылки: готовность прийти на помощь, сделать доброе дело, заложенные воспитанием в семье, плюс приобретённые умения и навыки. Приобретённые в том числе и на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Правильные примеры
- Как воспитать достойного гражданина своей страны? Рецепты одни и те же всегда: надо обратиться к классикам. В книгах философа Ивана Ильина - целая программа! Это любовь к труду и работа в семье, совместная молитва, чтение классиков, привитие уважения к русской армии и флоту, доброта, совестливость.
У русской традиционной школы был замечательный принцип - соединение воспитания и обучения в единый процесс. К сожалению, сегодня из единого процесса воспитание изъято. И мы видим, что если в семье ребёнка воспитывают, то получаются герои. А там, где нет, увы… Успех - это результат труда, а не сиюминутная популярность. А у нас успех очень часто подменяют именно быстро проходящей популярностью. И эта подмена мне кажется опасной и гибельной. Какие примеры надо культивировать? Мальчишку из деревни, который бросился и спас девочку из реки. Или ребёнка, который воспитывался в детдоме и стал серьёзным спортсменом. Нам же зачастую в пример ставят детей толстосумов, которым все блага достались по наследству.
Подрастающее поколение - нормальные ребята. И глаза ясные, и желание жить и работать в нашей стране. Я на протяжении многих лет выступаю перед учениками одной городской гимназии и заметил серьёзное изменение. В 90-е годы была ошарашенность, непонимание того, что творится в мире. Сейчас в глазах детей снова появляется интерес, ощущение, что они - дети великой страны.
Инженеры нового времени
- Ребята приходят учиться хорошие, талантливые. Но всё равно лучше бы их было больше. Демографическая яма в последние четыре года чувствовалась очень сильно: уровень студентов был слабым. Сейчас, к счастью, ситуация выравнивается.
Несколько моих учеников из музыкального колледжа поступили в Московскую консерваторию и очень успешно там учатся. Они были обычными студентами, но та увлечённость, с которой я с ними занимался, позволила им подняться на высокий уровень.
В целом образование музыкальное у нас убивается. Музыкальные школы лишаются должного финансирования, преподаватели и ученики вынуждены проводить «спасительные» акции. Как, например, в Санкт-Петербурге, где власти заявили о намерении закрыть музыкальную школу им. Римского-Корсакова. А ведь это учебное заведение с почти столетней историей!
Конечно, во многом успех учеников зависит от преподавателей. И, конечно, они стараются поддерживать детей. Большое подспорье для нас - это помощь известных музыкантов: Владимира Спивакова, Юрия Башмета и других. Кроме того, у нас замечательный и очень энергичный директор Эльвира Архангельская, которой удаётся находить спонсоров для колледжа.
Нравственность в приоритете
- Во-первых, у ребёнка действительно может быть особая одарённость - как Божий дар. Во-вторых, усилия детей, увенчанные хорошими результатами, нередко бывают результатом трудов их родителей, тех нравственных установок, направленности на труд и внутренней культуры, которые есть в семье. Особенно хорошо, когда даровитость совпадает с условиями, в которых она может получить надлежащее развитие. Если говорить об основе воспитания, ею должна быть нравственная здоровая атмосфера в семье, школе, чтобы ребёнок мог развивать положительные навыки. Нравственное здоровье общества и тех малых коллективов, в которых дети растут, - одно из важнейших условий.
Далеко не всегда ребёнок внешне положительный умеет соболезновать и приходить на помощь. И наоборот, подросток, поведение которого вызывающе-эпатажное, на деле может быть нравственно здоровым. Значит, его научили быть чутким к чужой беде. И это очень важно.
Защищать - удел мальчиков
- Согласитесь, что не все могут быть лидерами. Это было бы ненормально. Кроме лидерских качеств можно развивать командность, толерантность - те качества, которые также позволяют быть успешным. Самое главное, чтобы то качество, которое родители хотят развивать в ребёнка, было заложено в нём на уровне способности. Потому что, если развивать то, что не нравится или этого нет, ребёнок будет страдать и переживать.
Универсального совета, как стимулировать детей на учёбу, нет. По большому счёту детям нравится учиться. Самый лёгкий путь - если родители сами что-то познают: много читают, делятся информацией друг с другом и предлагают ребёнку рассказать о том новом, что он узнал. Тогда у школьника будет формироваться познавательный интерес. А познание нового помогает нам быстрее адаптироваться к каким-то новым или непростым ситуациям. А если родители сами ничем не интересуются, их чадо будет делать то же самое. Потому что родители - это главный пример для ребёнка, до подросткового возраста точно.
У мальчиков внутри есть инстинкт защитника. И когда они совершают какие-то благородные поступки, это нужно поощрять. Здесь опять же пример - это отец. Если папа не равнодушен, не проходит мимо чужой беды и помогает слабым, мальчик будет транслировать такое же поведение. Если защищать других приходится девочке, это может вылиться во внутренний конфликт: девочке будет казаться, что миру нельзя доверять, что мир очень опасен. Задача женщины - заботиться, а защищать и спасать - «мальчуковый» удел.
Смотрите также:
- Дать детям «удочку»... стараются молодые волонтеры благотворительного фонда →
- Олег Скотников: «Вопросы воспитания не решаются в кабинетах» →
- Уральская спортсменка учит детей восточным единоборствам →