Об этом мы беседуем сегодня с директором фонда «Свои дети» Викторией Щелковой.
Вода камень точит
— Виктория, сегодня молодежь нередко упрекают в меркантильности, прагматичности. Тем не менее, ваш фонд держится именно на молодых…
— Зря упрекают. А в фонде действительно работает молодежь. Знаете, как все началось? Фонд «Свои дети» основал Игорь Калинин — мастер спорта по таэквондо. У него была (и есть) цель, мечта, если хотите, вырастить олимпийских чемпионов. А тут, в 2007 году, как раз вышел отечественный фильм «Свои дети» про девочку из детского дома (очень хороший, если не видели, рекомендую посмотреть). Видимо, одно сложилось с другим, и в 2009 году родился фонд «Свои дети».
Потихоньку Игорь Александрович стал собирать команду из числа друзей, знакомых — молодежь. Мы с ним, кстати, также через общих друзей познакомились. А волонтеры — это молодые ребята, которые чувствуют потребность заниматься общим благим делом. Что же касается меркантильности… Волонтерская работа никаких дивидендов не приносит — в этом ее смысл.
Мы, конечно, пытаемся заявляться на какие-то гранты. Наверно, потому что фонд еще молодой, пока ничего не выходит. Но ведь известно, вода камень точит. Рано или поздно чего-то добьемся.
— Насколько я понимаю, вы сегодня вышли за рамки только спорта?
— Мне спорт, безусловно, очень интересен. Но, признаюсь, программа «Своя профессия» ближе. Мы знаем, что ребята заканчивают 9-й класс, выходят из детского дома, и что с ними потом происходит — мало кому интересно. Между тем 40% выпускников детских домов оказываются в среде асоциальных элементов. Почему? Не было в свое время рядом дружеского плеча, некому было помочь определиться в жизни. Поэтому и появилась такая программа — «Своя профессия». В четырех детских домах у нас проходят бесплатные занятия по математике — это подготовка к грядущей государственной итоговой аттестации.
— Почему вы именно на этой дисциплине остановились?
— Обязательных предметов для сдачи два: русский язык и математика. Что касается языка, то в детских домах воспитатели по этому предмету ребятам помогают. При выполнении домашних заданий, например. А вот с математикой сложнее. Поэтому и возникла идея подготовить ребят к ГИА, все-таки она будет определяющей при поступлении в вузы.
Мы не стремимся сейчас дать им базу, которой нет (есть дети, которые три года просто на улице прогуляли вместо школы). Наша цель — набить им руку на решение каких-то задач. Чтобы они потом на экзамене увидели знакомое задание и решили бы его по аналогии. Конечно, проблемы есть. Некоторые ребята с большим трудом столбиком умножают и очень слабо себе представляют, что такое дроби.
Хорошие люди
— Вы ведь занятия проводите и для тех, кто растет в малообеспеченных семьях?
— Да, но с ними, конечно, сложнее. Это ведь ребятишки не просто из малообеспеченных семей, в которых родители мало получают, но стараются дать ребенку все, что в их силах. Это тяжелые семьи, где пьющие родители, а дети состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Соответственно и у ребят нет особого желания, стремления учиться. А у подростков из детских домов есть. Всего несколько занятий прошло, а видно, как ребята с трепетом к ним относятся. Приятно, что еще и преподаватели молодые, они в себе воплощают и учителя, и старшего товарища, к которому всегда можно обратиться за советом, и друга, который обязательно спросит: «Как дела?».
— Виктория, детские дома охотно идут вам навстречу?
— Да, они очень открыты. Несмотря на то, что благотворительных фондов сегодня много (в одном только Екатеринбурге их 20-25). Правда, мы единственный досугово-развлекательный. Наша задача — детей чем-то занять, чтобы свое свободное время они не на улице проводили, а занимались спортом. Мы хотим, образно говоря, забрать у них банку пива из рук и поставить их в спортзал.
— Получается?
— Конечно. В двух детских домах города у нас есть постоянные тренеры по таэквондо, которые занимаются с ребятами. Есть у нас тренировки по плаванью, конному спорту, футболу. Пытаемся привлечь к сотрудничеству другие виды спорта, спортивные школы. К сожалению, чтобы вырастить чемпиона, сегодня нужны средства: форма, поездки на сборы, соревнования… У ребят из детских домов нет таких возможностей. Они занимаются спортом, конечно, но в основном в рамках ОФП. Стараемся им помочь. Есть ребята, которых уже тренеры выделяют, которые нынче будут участвовать в соревнованиях.
Счастье, что есть неравнодушные люди. Наших детей принимают и спортивные школы, и тренеры не отказывают в помощи. Скажем, конная школа в поселке Малый Исток бесплатно занимается с ребятами, причем не только из детских домов. Федерация плавания Свердловской области нам помогла, у нас два детских дома полгода бесплатно плавали в бассейне. Сейчас мы пытаемся заключить соглашение с региональным министерством спорта и молодежной политики. Пока не могу сказать, что мы плотно сотрудничаем, но, думаю, все получится. Это нужно и нам, и важно (я в это верю) для них.
— Понятно, что сейчас плоды вашей работы рано пожинать. Тем не менее, на какой результат вы рассчитываете?
— Часть наших ребят уже сейчас изъявляет желание связать свою судьбу со спортом. Некоторые намерены поступить в спортивный колледж. Безусловно, я не могу сказать, что 100% выходцев из детских домов уйдут в спорт, но, если это будет 5-10%, — уже отличный результат. Плюс многим поможет определиться в жизни наша программа «Своя профессия». Словом, наша задача — дать детям «удочку».