В Екатеринбурге начал работу Центр автоматизированной фиксации нарушений, который будет рассылать нарушителям правил штрафные постановления-квитанции. Впрочем, автоправозащитники предлагают не нарушать, но и сильно не пугаться электронного надсмотрщика. Его несложно обмануть, но и попасться – весьма просто.
Екатеринбург стал первым городом Свердловской области, где заработала система автоматической видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Ее запуск анонсировали уже давно. Первые слухи, а следом и официальные обещания гаишников «прижать к ногтю» всех гонщиков начали распространяться по городу около 2 лет назад. Тогда же досужие обыватели заговорили о том, что на центральных улицах и прилегающих к ним магистралях установили около 100 видеокамер. Предприимчивые люди начали сбыт специальных сеточек-накладок на номерные знаки, якобы не позволяющие камере «увидеть» номер нарушителя. Старания и меры предосторожности оказались напрасными. Установленные в 2009 году камеры не измеряли скорость, а многие просто не записывали отслеживаемую ситуацию. Иными словами, они предназначались не для слежки за автомобилистами, а для обеспечения порядка на улицах Екатеринбурга.
ГАИ следит за тобой!
По данным ГИБДД, сейчас в столице Среднего Урала действуют три и готовится к запуску еще один комплекс. Сегодня камеры следят за каждой полосой на улицах Металлургов, в районе дома №34, на Новокольцовской трассе близ поворота к микрорайону Химмаш, а также на дублере Сибирского тракта напротив мебельного центра «Гулливер». Каждая из камер контролирует отдельную полосу движения в обоих направлениях и на всей ширине проезжей части. Четвертый комплекс камер будет работать на перекресте улицы Челюскинцев и проспекта Космонавтов. Камеры со скоростемерами там уже смонтированы, но информацию о нарушениях в ГИБДД пока не сообщают. Собственно в этом была загвоздка, мешающая запуску массового фотографирования нарушителей правил. Например, довольно долго в тестовом режиме работали и работают до сих пор две камеры: на перекресте проспекта Ленина и улицы Карла Либкнехта и близ дома №50 по улице Блюхера. Однако в ГИБДД долго не было специалистов и необходимых средств – обрабатывать данные было не кому и не на что.
Заставить «электронного надсмотрщика» работать в полную силу удалось лишь с пуском Центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД при ГИБДД Екатеринбурга. По словам начальника ГорГАИ Юрия Замятина, упомянутая система видеофиксации нарушений автоматически регистрирует нарушение, передает информацию о зарегистрированных нарушениях в Центр, и уже там сотрудники Центра контролируют процесс подготовки и отправки водителям писем с информацией о наложенных на них штрафах.
В ГИБДД полагают, что камеры на дорогах должны не просто стать репрессивным инструментом, они призваны изменить менталитет водителей. Будет достаточно, если водители будут просто снижать скорость там, где стоит радар. «По опыту других областей, где видеофиксация уже работает давно, мы знаем, что есть категория водителей, которая соблюдает скоростной режим лишь перед видеокамерой. А после, проехав 200–300 метров – педаль газа в пол. Для тех, кто не понимает, что на этом участке следует соблюдать скоростной режим, за камерами мы будем выставлять мобильные экипажи. Автофиксация не позволяет нам направлять материалы в суд, а экипажи могут составлять протоколы с наказанием вплоть до лишения прав», – отметил Замятин. Отмечается, что видеокамеры будут засекать не только скорость, но и, например, пристегнут ли ремнем водитель или пассажир, включен или нет ближний свет фар – всего до 15 нарушений. К слову, к уже имеющимся четырем оснащенным камерами участка дорог добавятся еще два. Где – в ГАИ обещают сообщить.
Ждите «писем счастья»
Центр фиксации нарушений ПДД работает с начала августа, и это значит, что в ближайшее время правонарушителям начнут приходить письма с квитанциями. Количество их может быть велико. По данным ГИБДД, в поле «зрения» полицейских камер попадают от 3-5 тысяч в будни до 40 тысяч нарушений в пиковый период: в период с вечера пятницы по вечер воскресенья. В частности, минувший уик-энд «принес» 24 тысячи штрафных снимков. Но все ли они превратятся в квитанции и дойдут до адресата?
В неотвратимости наказания серьезно сомневаются правозащитники. Как рассказал «АиФ-Урал» председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Георгий Бадьин, опыт московских коллег свидетельствует об огромных дырах в законодательства. «Рассмотрим идеальный случай, когда штрафная квитанция доходит до адресата – собственника автомобиля. Он не соглашается и в течение 10 дней обжалует штраф в суд. Он с билетами в руках объясняет, что в момент вменяемого ему нарушения был в театре и что в давал машину сыну. Тогда суд возвращает дело в ГИБДД, которая должна найти сына собственника и передаст материалы в суд. Тогда, если в суд явится сын собственника, он смело может свалить вину на друга, которому давал руль, и все повторится снова. Успеют ли за два месяца, которые отведены на эту процедуру?» – задается вопросом эксперт, акцентируя внимание на законности действий всех сторон.
По словам юриста, существует и другой случай, когда штрафное письмо приходит на адрес, где хозяин уже замеченного камерой автомобиля уже не живет. И хорошо, если это просто письмо: его можно выбросить. Если же адресата не найдет письмо заказное (то, что почтальон приносит с уведомлением), то у хозяина автомобиля появляется штраф, даже если нарушения не было и в помине. «Юридические последствия могут быть непредсказуемые: при наличии неоплаченного штрафа водителя могут отвезти на ночь в полицейский «обезьянник», после чего – в суд, где могут арестовать», – отметил Бадьин. Он же привел и другую ошибку, которая может обернуться против законопослушного гражданина. «Дело в том, что видеофиксатор определяет сначала скорость и лишь после этого – номер автомобиля. В случае, если автомобиль, едущий перед вами с превышением скорости, быстро перестроится в другую полосу, отвечать за нарушение придется едущему следом», – отметил Бадьин.