Галина Юрьева: «Запах книги нужно чувствовать!» / Рада Боженко / «АиФ-Урал»
«Не читая книг, не развивая свой внутренний духовный мир, мы мельчаем. В угоду «цивилизации» мы уничтожаем не только природу, мы уничтожаем себя», – уверена учитель русского языка и литературы с 42-летним стажем Галина Юрьева. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Вместо чувств – смайлики
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Галина Васильевна, столько книг, как у вас дома, сейчас мало где можно увидеть…
Галина Юрьева: – Так ведь появились всевозможные гаджеты, и все книги сейчас в сокращённом виде – в телефоне, чем дети и пользуются. Помню, когда-то мы изучали с ребятами «Войну и мир», и потом, когда я проводила анкетирование, они указали это произведение как самое запомнившееся. А сейчас кто будет читать четыре тома, особенно если учесть, что в романе немало пространных рассуждений. Даже мой внук – очень умный, начитанный мальчик, круглый отличник, пишущий превосходные сочинения, называющий меня на вы («потому что уважаю», объясняет) – и то говорит: «Бабушка, «Войну и мир» я прочитаю в телефоне». Имея в виду сокращённый вариант.
– Думаете, к «четырём томам» ребят не вернуть?
– Очень многое зависит от учителя, от его способности заинтересовать ребят произведением. Я очень люблю Чингиза Айтматова, в произведениях которого глубокая духовно-нравственная основа. Прочитав его роман «Плаха», я поделилась своими впечатлениями с детьми. И они его читали, несмотря на то, что в школьной программе этого романа не было. Система индивидуальных заданий тоже себя оправдывала – я давала детям проанализировать отрывки из произведений, учитывая их интересы, склад характера, их желания, в конце концов. И, конечно же, я много читала им сама – это тоже заинтересовывало. То есть у нас с учениками существовал своеобразный диалог. Кстати, я никогда в качестве домашней работы не задавала писать сочинения, чтобы не было соблазна откуда-то списать. Мне было важно подтолкнуть ребят к самостоятельным размышлениям. Поэтому тему они не знали заранее, я записывала её на доске на уроке. И, знаете, ребята писали прекрасные сочинения!
– Ваши с учениками театральные постановки – это тоже был способ заинтересовать?
– Конечно. Ещё работая в областном педколледже, я совмещала любовь к литературе и театру. Мы со студентами ставили спектакли по классическим произведениям, благо знакомые из Театра музыкальной комедии помогли нам приобрести списанные костюмы. С этими костюмами я и пришла преподавать русский язык и литературу в лицей имени Дягилева, где и администрация, и коллеги-учителя, и, конечно же, ребята поддержали идею театральных постановок. Мы ставили Фонвизина, Гоголя, сценку из сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»… Много что ставили. Ребята к этому подходили очень заинтересованно. Поскольку это был класс художников, они ещё и рисовали задники для спектаклей, дополняли костюмы интересными деталями… Но, самое главное, во время репетиций они проживали произведение! Кроме того, развитие своих способностей посредством театра очень помогает в жизни, в том же общении, например. И все мои выпускники стали достойными, состоявшимися людьми.
– Говорят, вы никогда не требовали железной дисциплины на уроке.
– У нас была творческая атмосфера. Я никогда не позволяла себе повышать на ребят голос, понимая, что, если на уроке происходит какое-то недоразумение, надо начинать с себя – значит, у ребят нет интереса, значит, тобой, как учителем, что-то упущено. Мы же не только детей воспитываем, мы и самовоспитанием занимаемся – это необходимо педагогу. Предела совершенству нет, учитель должен постоянно развиваться.
Повторюсь, задача учителя – заинтересовать учеников своим предметом. Если это получилось, никаких проблем с дисциплиной не будет. А если говорить о литературе, то заинтересованность способна составить серьёзную конкуренцию гаджетам. Литературу всё-таки нужно изучать по бумажным книгам. Запах книги нужно чувствовать! Когда человек читает книгу, она становится для него одушевлённой, он проживает произведение, и он развивается, созидает себя.
Постановка спектакля позволяет познакомиться с героями лицом к лицу. Сцена из комедии Фонвизина "Недоросль". Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко
Почему мы стали сухими в общении, скупыми на проявление чувств? Потому что сегодня мы поглощены гаджетами, и, вместо того чтобы услышать живой голос человека, мы обмениваемся сообщениями, а наши чувства выражают смысловые картинки, смайлики. Это крайне печально. Иногда я думаю: какое счастье, что мне довелось работать в то время, когда ребята слушали, раскрыв рот, когда они чувственно воспринимали произведения и даже порой плакали, не стесняясь своих эмоций, когда они размышляли…
«Брошки блещут»
– И тем не менее на одной из фотографий в вашем альбоме на классной доске написана тема урока: «Культурный шок. Кризис русской речи». Выходит, и в «то время» не всё было гладко?
– Засорение русской речи – давняя проблема. Об этом мы и говорили с ребятами. В частности, о присутствии в речи ненормативной лексики, бранных слов, которые никому не делают чести. Тогда ученики сами пришли к выводу, что употребление матерных слов не только порочно, но и глубоко бездуховно.
И не только брань отвращает. Знаете, у Горького есть небольшой, но очень поучительный рассказ «Красавица». На пароходе юноша увидел девушку и был очарован её красотой. Он хочет услышать её голос, который, как он думает, будет звучать, как роскошная музыка. И услышал: «Вот так тепло сёдни!.. Взопрела я!.. Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже… Прорва их…» Заканчивается рассказ так: «Бледный юноша тихо повернулся и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошёл прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода…» Он испытал глубокое разочарование!
А вспомните Маяковского: «Брошки — блещут… / на́ тебе! — с платья / с полуголого. / Эх, к такому платью бы / да еще бы… / голову». Замечательное стихотворение «Красавицы», тоже очень поучительное, особенно сегодня, когда в приоритете – произвести внешнее впечатление. К счастью, ещё есть те, кто ценит в первую очередь голову человека, его внутреннее содержание, духовную сущность. Но такие люди встречаются всё реже.
Как, увы, всё реже встречаются педагоги, готовые дать детям духовную опору. Как-то мне довелось присутствовать на уроке молодой учительницы, которая «давала» детям повесть Гоголя «Тарас Бульба», практически весь материал зачитывая с планшета. Надо ли говорить, что никаких чувств она в урок не вкладывала. Я поинтересовалась потом, читала ли она произведение. И что услышала в ответ? «Да, читала в школе». Стоит ли удивляться, что на уроке дети, вместо того чтобы её слушать, ели шоколадки, запускали самолётики? Так что, повторюсь, всё начинается с учителя.
Ответы – в книгах
– А семье вы отказываете в важной роли воспитания?
– Ни в коем случае! Мы же говорили о школе, но ещё до встречи с учителем в семье закладываются основы духовности. Закладываются в полном смысле слова с пелёнок, когда мы поём малышам колыбельные, читаем им сказки, даём им слушать хорошую музыку… Меня невероятно радует, когда я вижу, как родители приводят совсем маленьких детей на дневные концерты в филармонию. Но, к сожалению, мы всё дальше от этого всего уходим. Родители не находят время на то, чтобы заниматься детьми. Печально, но меняются ценности.
Задники для спектаклей создавали юные художники лицея имени Дягилева. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко
И всё-таки я надеюсь, что истинные ценности, духовная основа вернутся в нашу жизнь. Не терять надежду мне помогают в том числе мои ученики, с которыми мы сохраняем связь, несмотря на то, что они все взрослые, занятые люди. Одна из учениц, поздравляя меня с Новым годом, написала: «Кроме вас в моём окружении нет человека, который знал бы столько стихов!» В общении с ней я часто их цитирую. Помню, когда у неё в жизни был кризисный момент, я посоветовала: «Почитай Цветаеву».
– Вы находите в литературе ответы на все вопросы?
– Конечно! Классическая литература – на все времена. По большому счёту, человек ведь не меняется…
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера ещë до птиц сидел, —
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времён:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Вот, пожалуйста, Цветаева написала это стихотворение в 1920 году, а как современно оно звучит и сегодня.
Или Шекспир:
Люблю, – но реже говорю об этом,
Люблю нежней, – но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Разве не актуально это сегодня, когда обесценивается сокровенность чувств, когда вместо глубоких отношений – сиюминутные увлечения, о которых говорят прилюдно?
Поэтому, возвращаясь к тому, с чего мы начали: не читая книг, не развивая свой внутренний духовный мир, мы мельчаем. В угоду «цивилизации» мы уничтожаем не только природу, мы уничтожаем себя. Как же мы всё-таки расчётливы и недальновидны. Как тут не процитировать Евтушенко:
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.