Примерное время чтения: 10 минут
258

«Мы поглощены гаджетами». Уральский педагог - о любви к литературе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ-Урал» 22/01/2025
Галина Юрьева: «Запах книги нужно чувствовать!»
Галина Юрьева: «Запах книги нужно чувствовать!» / Рада Боженко / «АиФ-Урал»
«Не читая книг, не развивая свой внутренний духовный мир, мы мельчаем. В угоду «цивилизации» мы уничтожаем не только природу, мы уничтожаем себя», – уверена учитель русского языка и литературы с 42-летним стажем Галина Юрьева. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
 

Вместо чувств – смайлики

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Галина Васильевна, столько книг, как у вас дома, сейчас мало где можно увидеть…
 
Галина Юрьева: – Так ведь появились всевозможные гаджеты, и все книги сейчас в сокращённом виде – в телефоне, чем дети и пользуются. Помню, когда-то мы изучали с ребятами «Войну и мир», и потом, когда я проводила анкетирование, они указали это произведение как самое запомнившееся. А сейчас кто будет читать четыре тома, особенно если учесть, что в романе немало пространных рассуждений. Даже мой внук – очень умный, начитанный мальчик, круглый отличник, пишущий превосходные сочинения, называющий меня на вы («потому что уважаю», объясняет) – и то говорит: «Бабушка, «Войну и мир» я прочитаю в телефоне». Имея в виду сокращённый вариант.
 
– Думаете, к «четырём томам» ребят не вернуть?
 
– Очень многое зависит от учителя, от его способности заинтересовать ребят произведением. Я очень люблю Чингиза Айтматова, в произведениях которого глубокая духовно-нравственная основа. Прочитав его роман «Плаха», я поделилась своими впечатлениями с детьми. И они его читали, несмотря на то, что в школьной программе этого романа не было. Система индивидуальных заданий тоже себя оправдывала – я давала детям проанализировать отрывки из произведений, учитывая их интересы, склад характера, их желания, в конце концов. И, конечно же, я много читала им сама – это тоже заинтересовывало. То есть у нас с учениками существовал своеобразный диалог. Кстати, я никогда в качестве домашней работы не задавала писать сочинения, чтобы не было соблазна откуда-то списать. Мне было важно подтолкнуть ребят к самостоятельным размышлениям. Поэтому тему они не знали заранее, я записывала её на доске на уроке. И, знаете, ребята писали прекрасные сочинения!
 
– Ваши с учениками театральные постановки – это тоже был способ заинтересовать?
 
– Конечно. Ещё работая в областном педколледже, я совмещала любовь к литературе и театру. Мы со студентами ставили спектакли по классическим произведениям, благо знакомые из Театра музыкальной комедии помогли нам приобрести списанные костюмы. С этими костюмами я и пришла преподавать русский язык и литературу в лицей имени Дягилева, где и администрация, и коллеги-учителя, и, конечно же, ребята поддержали идею театральных постановок. Мы ставили Фонвизина, Гоголя, сценку из сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»… Много что ставили. Ребята к этому подходили очень заинтересованно. Поскольку это был класс художников, они ещё и рисовали задники для спектаклей, дополняли костюмы интересными деталями… Но, самое главное, во время репетиций они проживали произведение! Кроме того, развитие своих способностей посредством театра очень помогает в жизни, в том же общении, например. И все мои выпускники стали достойными, состоявшимися людьми.
 
– Говорят, вы никогда не требовали железной дисциплины на уроке.
 
– У нас была творческая атмосфера. Я никогда не позволяла себе повышать на ребят голос, понимая, что, если на уроке происходит какое-то недоразумение, надо начинать с себя – значит, у ребят нет интереса, значит, тобой, как учителем, что-то упущено. Мы же не только детей воспитываем, мы и самовоспитанием занимаемся – это необходимо педагогу. Предела совершенству нет, учитель должен постоянно развиваться.
Повторюсь, задача учителя – заинтересовать учеников своим предметом. Если это получилось, никаких проблем с дисциплиной не будет. А если говорить о литературе, то заинтересованность способна составить серьёзную конкуренцию гаджетам. Литературу всё-таки нужно изучать по бумажным книгам. Запах книги нужно чувствовать! Когда человек читает книгу, она становится для него одушевлённой, он проживает произведение, и он развивается, созидает себя.
 
Постановка спектакля позволяет познакомиться с героями лицом к лицу. Сцена из комедии Фонвизина
Постановка спектакля позволяет познакомиться с героями лицом к лицу. Сцена из комедии Фонвизина "Недоросль". Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

Почему мы стали сухими в общении, скупыми на проявление чувств? Потому что сегодня мы поглощены гаджетами, и, вместо того чтобы услышать живой голос человека, мы обмениваемся сообщениями, а наши чувства выражают смысловые картинки, смайлики. Это крайне печально. Иногда я думаю: какое счастье, что мне довелось работать в то время, когда ребята слушали, раскрыв рот, когда они чувственно воспринимали произведения и даже порой плакали, не стесняясь своих эмоций, когда они размышляли…

 

«Брошки блещут»

– И тем не менее на одной из фотографий в вашем альбоме на классной доске написана тема урока: «Культурный шок. Кризис русской речи». Выходит, и в «то время» не всё было гладко?
 
– Засорение русской речи – давняя проблема. Об этом мы и говорили с ребятами. В частности, о присутствии в речи ненормативной лексики, бранных слов, которые никому не делают чести. Тогда ученики сами пришли к выводу, что употребление матерных слов не только порочно, но и глубоко бездуховно.
 
И не только брань отвращает. Знаете, у Горького есть небольшой, но очень поучительный рассказ «Красавица». На пароходе юноша увидел девушку и был очарован её красотой. Он хочет услышать её голос, который, как он думает, будет звучать, как роскошная музыка. И услышал: «Вот так тепло сёдни!.. Взопрела я!.. Да ищо кирасином воняет тут! И мухи тоже… Прорва их…» Заканчивается рассказ так: «Бледный юноша тихо повернулся и, наклонив голову, тусклый и печальный, отошёл прочь, так поводя плечами, точно на них лилась ледяная вода…» Он испытал глубокое разочарование!
 
А вспомните Маяковского: «Брошки — блещут… / на́ тебе! — с платья / с полуголого. / Эх, к такому платью бы / да еще бы… / голову». Замечательное стихотворение «Красавицы», тоже очень поучительное, особенно сегодня, когда в приоритете – произвести внешнее впечатление. К счастью, ещё есть те, кто ценит в первую очередь голову человека, его внутреннее содержание, духовную сущность. Но такие люди встречаются всё реже.
Как, увы, всё реже встречаются педагоги, готовые дать детям духовную опору. Как-то мне довелось присутствовать на уроке молодой учительницы, которая «давала» детям повесть Гоголя «Тарас Бульба», практически весь материал зачитывая с планшета. Надо ли говорить, что никаких чувств она в урок не вкладывала. Я поинтересовалась потом, читала ли она произведение. И что услышала в ответ? «Да, читала в школе». Стоит ли удивляться, что на уроке дети, вместо того чтобы её слушать, ели шоколадки, запускали самолётики? Так что, повторюсь, всё начинается с учителя.
 

Ответы – в книгах

– А семье вы отказываете в важной роли воспитания?
 
– Ни в коем случае! Мы же говорили о школе, но ещё до встречи с учителем в семье закладываются основы духовности. Закладываются в полном смысле слова с пелёнок, когда мы поём малышам колыбельные, читаем им сказки, даём им слушать хорошую музыку… Меня невероятно радует, когда я вижу, как родители приводят совсем маленьких детей на дневные концерты в филармонию. Но, к сожалению, мы всё дальше от этого всего уходим. Родители не находят время на то, чтобы заниматься детьми. Печально, но меняются ценности.
 
Задники для спектаклей создавали юные художники лицея имени Дягилева.
Задники для спектаклей создавали юные художники лицея имени Дягилева. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

И всё-таки я надеюсь, что истинные ценности, духовная основа вернутся в нашу жизнь. Не терять надежду мне помогают в том числе мои ученики, с которыми мы сохраняем связь, несмотря на то, что они все взрослые, занятые люди. Одна из учениц, поздравляя меня с Новым годом, написала: «Кроме вас в моём окружении нет человека, который знал бы столько стихов!» В общении с ней я часто их цитирую. Помню, когда у неё в жизни был кризисный момент, я посоветовала: «Почитай Цветаеву».

 
– Вы находите в литературе ответы на все вопросы?
 
– Конечно! Классическая литература – на все времена. По большому счёту, человек ведь не меняется…
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера ещë до птиц сидел, —
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времён:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Вот, пожалуйста, Цветаева написала это стихотворение в 1920 году, а как современно оно звучит и сегодня.
 
Или Шекспир:
Люблю, – но реже говорю об этом,
Люблю нежней, – но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Разве не актуально это сегодня, когда обесценивается сокровенность чувств, когда вместо глубоких отношений – сиюминутные увлечения, о которых говорят прилюдно?
Поэтому, возвращаясь к тому, с чего мы начали: не читая книг, не развивая свой внутренний духовный мир, мы мельчаем. В угоду «цивилизации» мы уничтожаем не только природу, мы уничтожаем себя. Как же мы всё-таки расчётливы и недальновидны. Как тут не процитировать Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах