Аргументы и Факты
ural.aif.ru
16+
Урал
Аргументы и Факты
ural.aif.ru
16+
Урал
Примерное время чтения: 11 минут
158

«Петечка, просыпаемся!» Как творится магия за кулисами театра

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. «АиФ-Урал» 26/11/2025
Работники театральных цехов готовят декорации, реквизиты и создают различные спецэффекты для каждого спектакля.
Работники театральных цехов готовят декорации, реквизиты и создают различные спецэффекты для каждого спектакля. Кадр из фильма

Волшебство театра создают не только актёры и постановщики спектаклей, но и множество других тружеников, которых зритель не видит. Реквизиторы, звукорежиссёры, осветители, работники костюмерного, обувного и других цехов делают всё, чтобы магия на сцене состоялась. Режиссёр Никита Бобров снял документальный фильм «Невидимые звёзды», в котором можно увидеть, как трудятся эти люди. Подробнее в материале aif.ural.ru.

«А то русалка упадёт!»

В ноябре в столице Урала вышла премьера документального фильма о сотрудниках Екатеринбургского ТЮЗа «Невидимые звёзды». Картина состоит из пяти глав, каждая из которых посвящена работе отдельного театрального цеха. Герои серий — те самые люди, благодаря которым актёры могут эффектно выступать перед публикой: осветители, реквизиторы, костюмеры и так далее. Режиссёр Никита Бобров сам много лет посвятил театру и знает всю его «кухню» изнутри.

«Когда ты считаешь себя прислугой, тебе здесь делать нечего! — рассказывает в одном из эпизодов начальник обувного цеха Карина Хачатурова. — В нашем деле важно не только достать нужную пару обуви и помочь актёру обуться, но и подобрать что-то особенное для конкретного спектакля. К примеру, у нас была постановка о пятидесятых годах, где требовалось нечто аутентичное, и у меня такое нашлось! (Достаёт винтажные женские босоножки. — Ред.) Хорошо сделанная работа, когда артист вовремя причёсан, одет, зашнурован, приносит чувство глубокого удовлетворения!»

По словам режиссёра Никиты Боброва, в этом театре царит добрая атмосфера, здесь нет разделения на условных «звёзд» и так называемых «слуг». Все сотрудники одинаково ценны, потому что вкладывают силы в общее дело. «Никто не скажет: „Это ваш костюм, вот и разбирайтесь с ним сами!” — говорит в первой части фильма начальник костюмерного цеха Марина Леднева. — Если происходит внештатная ситуация, помогают все: и артисты, которые в данный момент не на сцене, и гримёры, и монтировщики. Но чаще всего никого просить не надо: если что-то идёт не так, все это понимают и тут же реагируют. Поэтому театр — это искусство быстрого реагирования!»

Марина Леднева знает назубок историю каждого костюма, хотя в цехе их огромное количество. Кто и сколько раз играл, например, в зелёном платье, чёрном фраке или золотой накидке, она перечисляет сходу. А чего стоит «хвост» Русалочки и такие же «хвосты» её сестёр! Когда те их надевают, то уже не могут ходить, а только летать — актрис подвешивают с помощью подъёмных кранов и креплений, чтобы создать ощущение невесомости в воде. «Над образом работают одновременно гримёры, монтировщики и реквизиторы, — говорит она. — Важно, чтобы все действовали в команде, как одно целое. В противном случае Русалка с грохотом упадёт на пол, и непонятно, чем это для неё закончится!»

По сложившейся традиции, сотрудники цеха разговаривают с костюмами, как с живыми людьми. «Ну что ж ты так запачкался? Куда падаешь с гладильной доски? — вот так и общаемся, когда за ними ухаживаем», — с улыбкой рассказывает Марина Леднева.

Начальник обувного цеха Карина Хачатурова знает, как важно внимание к деталям в её работе.
Начальник обувного цеха Карина Хачатурова знает, как важно внимание к деталям в её работе. Фото: Кадр из фильма

Птицы или лягушки?

Режиссёр Никита Бобров работал в разных театрах более 15 лет, из которых более семи проходят в ТЮЗе. Здесь он трудится художником-декоратором и познакомился с каждым героем своего фильма задолго до съёмок. Некоторые рассказывали ему, как пришли в свои профессии. «Многие истории звучат похоже, — говорит он. — Например, подруга попросила помочь с реквизитом во время спектакля, женщина согласилась, заразилась всей этой атмосферой и осталась работать здесь на долгие годы. Но бывает, что в цех устраиваются и сами актёры. Например, Влад Соколов имеет театральное образование и сейчас играет в одном из спектаклей, а когда не занят в постановке, выполняет функции осветителя. Все они здесь, потому что театр даёт ощущение любви и семьи, — я и раньше это понимал, но не мог сформулировать, пока не стал снимать картину! Ты не только отдаёшь энергию, но и получаешь её. Знаете, сколько труда вложили декораторы, когда, например, создавали зеркальные кулисы для «Пиковой дамы» с лепниной и обрамлением из молдингов (декоративных накладных планок)? Приклеивать каждую деталь — колоссальный труд! Но в итоге они увидели премьеру, каким красивым получился спектакль, и поняли, что без них он был бы совершенно другим. Это тоже большая награда!»

Осветители создают все визуальные эффекты сами, редко прибегая к умным устройствам.
Осветители создают все визуальные эффекты сами, редко прибегая к умным устройствам. Фото: Кадр из фильма

В фильме есть мини-серия, посвящённая работе радиоцеха. Его сотрудники рассказывают, что только один звук открывающихся ворот переписывали множество раз! «Задача, которую ставит режиссёр, фиксируется в звуковой партитуре, — поясняет в одном из эпизодов звукорежиссёр Полина Павина. — Мой коллега Никита — один из тех неравнодушных людей, которые могут годами доводить какую-то деталь до идеального состояния. К примеру, скрип ворот в одном спектакле используется около 40 раз, причём ворота разные! В танцевальной зале — одни, на городской площади — другие (более массивные), в келье — третьи. А ещё мы до сих пор не пришли к единому мнению, какой звон должен раздаваться с итальянской часовой башни XVI века. Долго искали звуки, где ещё и поют пернатые, нашли одну запись, но оказалось, что на ней плюс ко всему квакают лягушки. Включать такое в спектакль не хочется, поэтому мы до сих пор в поисках птиц». Полина Павина запоминает все реплики актёров, а перед началом действа настраивается на работу — лишний раз прокручивает всё в голове. После некоторых слов, по замыслу постановщика, должна звучать мелодия. «Когда актёр произносит монолог, мне нужно вывести музыку ни долей секунды раньше, ни долей секунды позже, чем он перестанет говорить, — рассказывает Полина. — Для этого надо его чувствовать, поймать его темпо-ритм. В такие моменты сердце, да и само время замирает!»

Полина Павина запомнинает все реплики актёров наизусть.
Полина Павина запомнинает все реплики актёров наизусть. Фото: Кадр из фильма

«Разговариваю с Питером Пэном»

Световое сопровождение играет ничуть не меньшую роль, чем всё остальное. Актёр и осветитель Владислав Соколов уверен: нельзя отдавать визуальные эффекты на откуп «умным» устройствам. Нужно самим настраивать всю технику, иначе спектакль рискует превратиться в «цирк или концерт». Тем более что «умный» прибор может сбоить в неподходящий момент, поэтому нужен грамотный специалист, который будет контролировать весь процесс.

У самого режиссёра во время съёмок фильма возникли особые отношения со светом. «Оказалось, что сцена очень тёмная! — рассказывает он. — Если на других проектах я ставил множество осветительных устройств, то здесь не мог такого себе позволить, — это нарушило бы всю работу над спектаклями. Нашёл для себя решение — снимать так, как будто мы подглядываем за всеми из-за кулис. Когда стоял там с камерой, было тесно, однако никто не говорил, что я мешаю. У меня сложился очень хороший, правильный контакт с героями фильма».

Режиссёр Никита Бобров снимал фильм на тёмной сцене, но недостаток света не помешал ему создать интересный фильм о театре.
Режиссёр Никита Бобров снимал фильм на тёмной сцене, но недостаток света не помешал ему создать интересный фильм о театре. Фото: Кадр из фильма

Любопытна серия о театральных реквизиторах. Они решают множество задач, чтобы актёры чувствовали себя уверенно и думали только о творческой составляющей. К примеру, для одного из спектаклей каждый раз покупают живые розы. Букет из них составляют таким образом, чтобы артист мог резким движением вытащить цветок и в этот момент не возникло бы заминки.

«В коробке спит Питер Пэн, — с улыбкой рассказывает начальник цеха реквизита Светлана Смирнова в одном из эпизодов фильма. — Каждый раз, когда его достаём, говорим: „Петечка, доброе утро! Просыпаемся!” Человек, не знающий, как всё устроено в театре, подумал бы, что мы сошли с ума. Но нет, разговаривать с реквизитом для нас обычная практика, ведь мы с ним тесно связаны. Нам нужно помнить, где что находится: в каком месте, к примеру, лежат одеяла, подушки, маски, посуда, и в цеху должен царить идеальный порядок. Иначе ничего не найдём!»

Театральный реквизит — это не просто предметы, а полноценные члены театральной семьи.
Театральный реквизит — это не просто предметы, а полноценные члены театральной семьи. Фото: Кадр из фильма

В фильме есть показательный момент: два обычных, на первый взгляд, молодых человека паяют проводку в декорации, и вдруг один из них произносит, не отрываясь от дела: «Красота — смысл бытия». Философия, но не отвлечённая, а в действии — такой подход к работе, видимо, и стремился показать режиссёр.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах