В Сухом Логу прошёл первый фестиваль искусства «Дивий град», благодаря чему в городском парке обосновались деревянные авторские скульптуры. Об особенностях проведения по сути всероссийского фестиваля в небольшом городе мы беседуем с его организатором, художником, скульптором Александром Савиновым. Подробнее читайте на ural.aif.ru.
Простор для деятельности
- Александр, фестиваль, на который приезжают мастера со всей России, прямо скажем, не совсем типичное мероприятие для небольшого города. Как он случился в Сухом Логу?
- Дело в том, что минувшей зимой мы с командой создавали ледовые городки, самостоятельно добывая лёд на озере под Пышмой, в нескольких городах нашей области, в том числе в Сухом Логу. В процессе работы я оценил, что в молодом парке Сухого Лога (он был открыт в 2021 году) очень много свободного пространства, а значит, есть зона для нашей деятельности. Мы отправили наше портфолио, где показаны различные проекты и заказы, которые выполняла наша мастерская, в администрацию города, в результате возникла идея о создании фестиваля искусства совместными усилиями администрации Сухого Лога и нашей мастерской. И, что называется, завертелось.
Более того, планируется проводить здесь ежегодные фестивали искусства, причём, каждый раз будет определяться разный материал для творчества. Начать же мы решили с дерева, а в следующем году, когда будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, у нас в планах провести здесь фестиваль композиций из бетона.
- Неожиданный выбор.
- Дело в том, что композиции из, например, песка недолговечны, а, скажем, скульптуры из металла подразумевают работу с металлоломом, и тут есть свои нюансы. Бетон же…
- На века?
- Ну не на века, но лет на 50-70. При этом скульптуры из бетона в разы дешевле, чем, например, из бронзы.
Вложили душу
- Приглашая мастеров со всей России, не было опасения, что они посчитают масштаб фестиваля невнушительным?
- Начнём с того, что все участникам фестиваля «Дивий град» был согласован гонорар – 50 тысяч рублей, а также призовые премии – 70, 80 и 100 тысяч рублей. Плюс компенсация затрат на дорогу, проживание и питание, обеспечение материалом и инструментами. Для скульпторов в России это неплохо. Хотя справедливости ради надо сказать, что мастера собрались сильные, многие из них зарабатывают побольше, так что денежная составляющая была важной, но далеко не главной. Многие мастера – мои друзья. Они приехали поддержать инициативу, что в нашей среде является доброй традицией. И потом, люди же вкладывают в свою работу душу, они кайфуют от возможности приложить свои силы, талант, навыки, фантазию. Кроме того, фестиваль ведь не ограничивается созданием скульптур, это общение, обмен опытом, что тоже очень ценно.
Что же касается географии фестиваля, то в Сухой Лог приезжали художники, скульпторы из Перми, Санкт-Петербурга, Алексина Тульской области, Йошкар-Олы, Невьянска, удмуртского села Алнаши, Иркутска, Рязани и Чебоксар.
- Насколько я понимаю, мастера были ограничены лишь тематическим направлением?
- Да, тема фестиваля была «Семья», что совершенно логично в Год семьи и в парке, который называется «Семейный». У нас был серьёзный конкурсный отбор, заявок поступило около 30, а приняли участие в фестивале 10 мастеров. Так что всё по-честному.
- Есть ли какие-то особенности проведения фестиваля в небольшом городе?
- Начнём с того, что нас с невероятной теплотой встретили, разместили в уютном и красивом месте (просыпаешься утром, а за окном – скалы), провели экскурсию, познакомив с местными достопримечательностями, в том числе с природными, так что художники вдохновились. Кроме того, какие-то рабочие вопросы в небольшом городе решаются гораздо быстрее, люди здесь отзывчивые, и все они болеют за свой город, все заинтересованы в том, чтобы он стал лучше, красивее, чтобы в нём появилось что-то новое, интересное. Поэтому на все наши идеи, возникавшие в ходе работы, все живо откликались. Более того, ждали новых идей, находясь в предвкушении.
Приобская сосна на Урале
- Вы сказали, что скульпторы обеспечивались материалом. Каким именно?
- На каждого мастера выделялось три-четыре метра дерева. Это была сосна из Приобья, ствол которой отличается большим диаметром, – на Урале такой не найти. Для сравнения, диаметр приобской сосны – 80 сантиметров, местной же – 40-50 сантиметров.
Чаще всего скульптуры режут из сосны или кедра, но кедр очень дорогой. Из берёзы обычно не режут, дуб очень твёрдый, тополь быстро сгниёт… Так что сосна – самый доступный материал. Работы пропитаны специальными составами, предотвращающими гниение, и маслом, защищающим от влаги. А дорожки к ним мы выложили из слэбов. Кроме того, скульптуры установлены на пеньках, которые также пропитаны маслом. Так что лет семь-десять работы простоят точно.
К слову, работа с деревом имеет свои особенности. Если, к примеру, лёд – это стена, ажур, керамика – сосуд, камень – опора, то дерево – это конструкция. самое интересное при работе с деревом – «выйти из бревна». Чтобы работа не ощущалась «бревном» мастера используют специальный клей, «глухари», арматуру, и за счёт этого получают интересную форму. Резьба по дереву очень трудоемкий и кропотливый процесс.
- Вы участник множества зарубежных фестивалей, в том числе скульптур изо льда, песка, дерева… Сегодня российские скульпторы лишены такой возможности. Это огорчает?
- С одной стороны, конечно, огорчает. Но, с другой стороны, я, например, в настоящее время нацелен на внутренние проекты (в которых участвовал всегда), ищу пути реализации именно в своей стране. И нахожу. Тем же, кто катался исключительно «по европам», безусловно, тяжелее, у них есть проблемы с заказами здесь – они просто ещё не настроились на российский рынок. А он между тем достойный.