Кадры полкового фотографа отличаются от работ штатных сотрудников газет: для него не существовали многие табу, благодаря этому его снимки донесли до нас «окопную правду» войны.
Ожившая память
Раритетные фотокарточки, предоставленные музею архивом Свердловской области, принадлежат руке полевого фотографа Петра Бурсина. Именно он создал тот хрупкий мостик, что соединяет сегодня события тех страшных дней с современным зрителем. Благодаря фотографиям Петра Васильевича у екатеринбуржцев есть шанс окунуться с головой в жизнь 8-го Сибирского стрелкового полка, солдаты которого испытали немало лишений, защищая свою родину. «Эта выставка – ожившая память, выставка-переживание», – говорят в Доме Метенкова.
– По сути дела, данные снимки – репортаж с театра военных действий, – рассказывает о проекте сотрудник архива Ольга Бухаркина, – это было снято не для газеты, это не на заказ сделанные фотографии, это любительские снимки о настоящей жизни. Там есть и то страшное, в чём и заключается война: есть жертвы этой войны, есть раненые, есть убитые, есть снимок братской могилы, есть снимок жертв газовых атак. И есть совершенно мирные, абсолютно бытовые фотографии: солдаты пошли на рыбалку, солдаты развлекаются, вот полковая церковь, вот крестный ход на какой-то религиозный праздник.
Другая реальность
Зрители смогут увидеть картины той войны, которую сейчас, по мнению создателей выставки, называют забытой войной, непознанной войной. «В этот юбилейный год мы все должны сделать так, чтобы она перестала считаться такой, чтобы те, кто отдали свои жизни в этих сражениях, не стали совсем неизвестными героями, чтобы жертвы эти были не напрасны, чтобы хотя бы о них была жива память», – подчёркивает Ольга Алексеевна.
Чтобы ярче выявить контраст между публикациями официальных изданий и жёсткой действительностью, кадры с места боев в музее сопоставлены с тем, как освещала войну пресса. Для примера в зале Дома Метенкова представлены страницы журнала «Летопись войны», в котором сражения представлялись читателю, далёкому от фронта, совершенно с иной точки зрения.
– Те официальные снимки очень лукавы, – отмечает работник музея Артём Беркович, – не в том дело, что в них нет правды. Дело в том, что в них нет боли, нет настоящего опыта. Если для газеты делалась фотография раненого, то чаще всего это была постановка: счастливый человек с перевязанной ногой улыбается в кадр. Это игра. Реальность совсем другая, реальность как раз в таких вот документах, как альбом Бурсина. Война – это зло. Мы хотели сделать выставку именно об этом.
Закрытая книга
Стоит сказать, что в ходе подготовки экспозиции перед сотрудниками Дома Метенкова встала непростая задача: каким образом презентовать, в том числе и неподготовленному зрителю, некоторые непростые для восприятия фотографии.
– У нас была большая проблема, как представить в музее фотографии погибших людей, – делится Артём Вячеславович. – Когда делали выставку о Гражданской войне, мы не решились показать такие кадры – не нашли форму. Здесь, как нам кажется, мы такую форму нашли. Мы эти фотографии оформили в виде книг. Первая страница книги – это распечатка из «Летописи войны», внутри же зрители соприкоснутся со снимками с поля сражения.
В Екатеринбурге открылась выставка редких фотографий Первой мировой войны | Фотогалерея
В Екатеринбурге открылась выставка редких фотографий Первой мировой войны | Фотогалерея