Непривычные обстоятельства
Заглядывая в первый зал галереи, тускло освещенный причудливой люстрой, приходит осознание, что от тебя здесь ждут не просто безмолвного передвижения от экспоната к экспонату с прижатыми по швам руками. Здесь свердловчан всеми способами зазывают принять активное участие в изучении уникальных объектов, в вовлечении их в некое взаимодействие, неожиданное для музейного зрителя, который слишком сильно привык к зоркому взгляду смотрительницы.
В этом самом первом зале, увешанном огромными яркими картинами, руки так и чешутся уцепиться за ниточки, натянутые по всему пространству. Подергать их, посмотреть, что будет дальше, в каком углу помещения отзовется это действие.
– Нам было интересно дать возможность людям опять поиграть, особенно взрослым, – рассказывает куратор проекта Алина Рахматулина, – дать им возможность вспомнить, как они развлекали себя в детстве, в те годы, которые ушли безвозвратно. А потом нам показалось интересным то, как игры, в которые мы раньше играли, могут выглядеть в обработке художников. В большинстве случаев авторы смогли вытащить такую смысловую нагрузку из этих развлечений, которой мы и не замечали.
В екатеринбургской галерее «Свитер» открылась новая выставка | Фотогалерея
В екатеринбургской галерее «Свитер» открылась новая выставка | Фотогалерея
Другой целью темы выставки, а соответственно и самой экспозиции, было «выдернуть» молодых художников из привычной среды.
– Еще одна интересная вещь – это игры с художниками, что очень важно, – отмечают кураторы проекта, – художники привыкли работать в какой-то своей атмосфере, и часто они наперед видят свои пути, все у них предрешено, запланировано. Мы считаем, что из этого состояния их нужно вытаскивать и создавать им непривычные обстоятельства, поэтому и объявили тему «Игры». В рамках этого направления авторам пришлось подумать не так, как они думают обычно.
В подвал с горки!
Надо сказать, что авторам - а создателей выставки собрали со всей страны - было над чем поэкспериментировать, вспоминая собственные дворовые интересы. Кто-то заново обыграл такие до боли известные резиночки и ножички, кто-то превратил огромные качели в забавную рожицу, а кто-то вспомнил свою старую коллекцию игрушек из шоколадных яиц и снова вынес ее в свет, но уже на больших фотографиях, а с первого этажа в подвал можно съехать с самой настоящей горки.
– Главное, что через какие-то несерьезные вещи художники могут поговорить со своей публикой на вполне серьезные темы, – подчеркивает один из создателей галереи «Свитер» Степан Тропин, – например, интерпретация Сергея Лаушкина игры в ножички называется «Передел мира» – это напрямую связано с политической ситуацией у нас в стране. А знаменитые резиночки от Татьяны Васильевой и Екатерины Телеповой, натянутые между гипсовых ног от манекенов, говорят о каком-то утерянном прошлом.
После нового взгляда на экспонаты выставки, которые теперь, после слов ее куратора, приобрели новые оттенки, справедливо рождается вопрос: а место ли здесь детям? Сотрудники галереи в один голос начинают уверять – самое место! Посетители приходят на выставку всей семьей. «Детям интересен интерактивный момент, а взрослым – поиграть со своими малышами и показать, что было интересно им самим в далеком прошлом, рассказать, что все это непонятное значит», – делятся кураторы проекта.
– Некоторые объекты выступают и как момент связи поколений. Когда дети подходят к той же инсталляции с резинками, они в первую очередь что делают? Дергают за юбочку, – вспоминает Алина Рахматулина, – в то время как их мамы, увидев послание из детства, с громкими криками наперегонки бегут к этим резиночкам, прыгают между ними, иногда на огромных каблуках! Я на это все смотрю и с радостью, и с замиранием сердца, потому что искренне переживаю за их безопасность, но все обходится. Люди настолько погружаются в свои воспоминания, в свой светлый мир, что просто не замечают происходящего вокруг.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Отдельным пунктом организаторы экспозиции отмечают и небольшой обучающий аспект объектов, который будет полезен не только ребятам школьного возраста, но и их родителям:
– Надо сказать, что на выставке присутствует и некий образовательный момент, также переведенный в игровую форму. Например, инсталляция с языками на стене, к которым «прилипли» мячики со словами-паразитами. На этом объекте наглядно показано, что это за слова-паразиты и по ходу, отрывая их от языка, можно объяснять ребенку, чем они вредны для русского языка. В этом случае художник помогает от таких слов избавиться и взрослым и детям. Это и интересно и в то же время очень весело.