Желания мало
Желающих получить знания и рабочее место в этой сфере всегда было немало. Однако бурный ажиотаж вокруг профессии реставратора вызывает чаще всего одно только красивое название. На деле же оказывается, что далеко не каждый представляет себе все реалии, заключающиеся в этом трудоемком процессе.
Так что же скрывается за этим привлекательным словом? Здесь, кроме большого желания, требуется квалификация в самых разных областях, которые можно себе представить, - истории, химии, искусствоведении, работе по дереву и металлу и даже в ювелирном деле. Ко всему прочему, такая работа требует большого терпения, напряжения и усидчивости, чего так не хватает современному человеку, ведь восстановление одного памятника может занять не один год.
Вся сложность в том, что материалы, из которых когда-то были выполнены артефакты, не идентичны современным. Внедрение любого нового вещества изменит химический состав оригинальной основы, поэтому каждый раз рождается абсолютно новое решение. Этот экспериментальный подход всегда сопровождается жестким правилом: допустимо использование только проверенных и разрешенных материалов. Чтобы не испортить вещь, мастер постоянно придерживается самого главного принципа реставрации, который пересекается с медицинской практикой, - не навреди.
- Многие люди, которые смотрят на вещь после наших вмешательств, говорят - она же такой страшной и осталась, - делится воспоминаниями мой временный экскурсовод и реставратор Марина Тропина. - Да, можно сделать хорошо, но в этом случае от «родной» вещи ничего не останется, то есть мы убьем информацию для исследователя, испортим ее.
Маленькие тайны
Правда, временами одной реставрацией не обойтись - сотрудникам мастерской приходится буквально заново создавать то или иное произведение искусства по аналогам или иллюстрациям, которые еще нужно найти в хранилищах архивов. Как яркий пример перед нами лежит панно, на темной лаковой доске которого от богатой инкрустации костью и перламутром практически ничего не осталось.
Восстановить авторскую работу восточного мастера задача недостижимая, но реконструировать детали по имеющимся прямым и косвенным аналогам возможно. Панно будет экспонироваться и восприниматься как предмет декоративно-прикладного искусства, но внимательный, грамотный глаз зрителя сможет увидеть оригинальные фрагменты.
Есть в реставрационной деятельности и свои маленькие тайны. Например, простое мыло, смешанное с краской, помогает наносить реставрационные тонировки на лак и металл - без него текст или изображение просто скатается.
- То, что мы какой-нибудь велосипед изобретаем, - это несомненно! - восклицает Марина Ефимовна. - Например, одним из самых мягких, сложно ферментированных растворителей и моющих средств является человеческая слюна. Всевозможные растворители могут так или иначе влиять на материал, а из-за воды может произойти окисление. Слюна - идеальный вариант.
Да только хорошо, когда есть что чистить и найденный объект сохранил свой изначальный профиль. В отличие от других древних находок, собрать в единое целое, например, изделие из металла, изъеденное временем и коррозией, - наполеоновская задача. Найти верные стыки между разрозненными, покалеченными ржавчиной кусочками с хирургической точностью может только настоящий профессионал.
После знакомства с тайнами этой скрытой от посторонних глаз деятельности вполне справедливо возникает вопрос: а чем же тогда реставратор отличается от художника? Художник демонстрирует свое мастерство, а реставратор должен продемонстрировать мастерство того, кто этот предмет создал, но вместе с тем обладать прирожденной скромностью и смирением, чтобы остаться в тени хотя бы и самого великого произведения искусства.
Кстати:
Одни из лучших теоретических и практических знаний в этой сфере можно получить в «Эрмитажной школе реставрации», которая на протяжении многих лет занимается обучением уральских специалистов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть