Екатеринбург, 22 августа, АиФ-Урал. Религиозный и духовный центр Свердловской области Верхотурье, пожалуй, один из самых уникальных примеров именно неиндустриального города в нашем промышленном регионе. Каждый год этот населенный пункт встречает тысячи паломников, которые прибывают сюда с целью посетить монастыри и увидеть мощи святого Симеона Верхотурского. Но даже в этом умиротворенном и тихом месте нашлась подходящая площадка для такого мероприятия, как индустриальная биеннале, – заброшенное здание завода, на котором когда-то производили лучшие в стране коньки.
Живая история
Это уже не первый опыт сотрудничества художника Леонида Тишкова с уральским арт-проектом современного искусства – с биеннале он дружит с самого ее рождения. На первой выставке мастер продемонстрировал искушенному зрителю «Фабрику даблоидов» на камвольном комбинате, которая два года назад привлекла к себе немало внимания. В этот раз Леонид Александрович решил взяться за заброшенное предприятие Верхотурья, поскольку этот руинизированный индустриальный пейзаж давно влек его к себе.
– Первое – это то, что меня интересует живая история людей, а также музей – моя стихия, – делится с нами художник. – Второе – мой отец родом из этих краев, с берегов реки Туры, из Туринского района. В далеком детстве я один раз был у своей бабушки в деревне Коркино, помню, что река была красного цвета. И третье – у нас в семье у моих братьев были коньки, у меня «снегурки», а старший – сейчас он академик, директор Института этнологии и этнографии – был чемпионом школы по беговым конькам. И эти коньки были верхотурского завода.
На основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими конькового завода и просто жителями города, а также собственных оригинальных работ мастер попробует создать инсталляцию – своеобразный Музей конькового завода, который можно будет увидеть с 14 сентября по 21 октября в Екатеринбурге в рамках II Уральской индустриальной уральской биеннале современного искусства.
– Здесь я в первый раз, вокруг удивительная красота, место уникальное. И кремль, и храмы, и люди! Вместе с моей помощницей Ириной Кудрявцевой из Уральского центра современного искусства мы познакомились с ветеранами конькового завода. Они просто замечательные! Дай им Бог здоровья и долгих лет жизни. Мы прожили с ними целую жизнь за эти несколько дней, пока снимали фильм про коньковый завод, как будто вместе с ними стояли у клепочного станка, обтачивали лезвия, никелировали коньки. И сам завод потряс меня – его судьба великая и печальная!
Место силы
Несмотря на то что к сегодняшнему дню коньковый завод практически исчез – пали стены предприятия, истлели станки и флаги почета, остатки лезвий заржавели и превратились в лом, – великая история этого места все еще жива благодаря тому, что трудяги помнят дни расцвета производства, видят в своих снах родное рабочее место и могут рассказать о своих переживаниях современному поколению. Именно эти крупицы и собирает в полное повествование Леонид Тишков. Заводские люди – это самое интересное, уверен художник.
– Да, завод закрылся, все так, но здание надо сохранить – уникальное, построенное сто лет назад, оно по праву может считаться памятником архитектуры! – восклицает художник. – Мое предложение – открыть зал заводов Верхотурья, и в нем главное место будет занимать коньковый завод. Он этого достоин по праву. Уникальность его в том, что он был не просто заводом, он был местом силы верхотурцев. Спроси любого в городе – все скажут добрые слова о нем. И нам нельзя так запросто забыть советское время, оно было непростым, иногда неоднозначным, но оно было великим!