aif.ru counter
245

286 часов без перерыва. Фестиваль «Россия» в Екатеринбурге меняет формат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ-Урал» 26/09/2018
предоставлено организаторами фестиваля «Россия»

С 1 по 7 октября на Среднем Урале пройдет 29-й Открытый фестиваль документального кино «Россия». Какие сюрпризы ждут зрителей, кто представил свои работы на конкурс и в чьих руках судьба главного приза? Об этом рассказывает директор главного национального форума кинодокументалистов Георгий Негашев.

Рождение мысли

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Георгий Александрович, каждый год в фестиваль привносится что-то новое. Что задумали на сей раз?

Георгий Негашев: Мы делаем трудный шаг, направленный на обновление и на развитие фестиваля. Что именно решили учинить? Мы проводим, кроме, как обычно, конкурса документальных фильмов, конкурс телевизионных документальных фильмов.

- Неожиданно, особенно если учесть, что как-то вы заметили - то, что сегодня позиционируется на телевидении как документальное кино, на самом деле таковым не является.

- В сущности, сделанные мной или кем-то еще заявления, на кинопроцесс никак не влияют. А мы всё-таки хотели бы как-то на него влиять. И с этой целью мы организуем на фестивале круглый стол, который как раз будет посвящён проблеме взаимоотношений, взаимовлияния или, наоборот, отталкивающим тенденциям, с одной стороны, общеэкранного, классического и, с другой стороны, телевизионного документального кино. Мы хотим рассмотреть метаморфозы, которые произошли с телевизионным документальным кино. Поэтому мы продемонстрируем на информационных показах фильмы классиков, тех, кто создавал телевизионное документальное кино, рассматривая его как вид искусства. Тогда у истоков стояли Игорь Беляев, Самарий Зеликин, Алексей Габрилович, Дмитрий Луньков… Очень видное место занимало и свердловское телевизионное документальное кино. Это и Михаил Шаров, и Владимир Ротенберг, потом к ним «подцепился» ваш покорный слуга.

Так вот, то телевизионное документальное кино, рассматривая себя как вид искусства, отличалось особым вниманием к личности человека. Вообще же любое искусство ставит своей целью прежде всего раскрыть духовный смысл человеческой жизни (если эта цель не преследуется, то это уже не искусство). Особое внимание было к человеку на экране. А в современном телевизионном документальном кино подчас (не всегда!) человек появляется на экране секунд на двадцать. В таком коротком фрагменте человек не способен раскрыться! Я должен видеть на экране паузу, рождение мысли, смену чувств… В общем, мы и хотим об этом поговорить. Телевизионное документальное кино всё время дрейфует от вида искусства в сторону информации.

«Суп не обещаем»

- А классическое?..

- Общеэкранное кино было раньше более информационным - дикторский текст плюс изображение. (Я, конечно, обобщаю, есть отдельные образцы, которые абсолютно противоречат тому, что я говорю, но тем не менее.) Центральная студия документальных фильмов, так называемая паркетная, придворная студия снимала большие, развернутые киноновости. Нужно это было делать? Нужно! Мы сейчас этими материалами пользуемся в своей работе.

Видите, тут целый клубок проблем. И мы всё затеваем не ради того, чтобы разжечь конфликт между телевизионщиками и кинематографистами. Наоборот, мы хотим найти точки соприкосновения, найти то, что может нас объединить и быть полезным. Ради этого вся каша и заварена.

Надо сказать, что конкурс телевизионных фильмов пройдёт в несколько ином формате. Мы хотим максимально приблизить к реальности условия просмотра этих фильмов. Мы как телевизор смотрим?

- Сидя на диване.

- Вот именно, на диване, за столом, с тарелкой супа, кто-то - с кружкой пива. Попутно могут какие-то разговоры происходить, а если меня что-то заинтересовало, я начинаю ногами топать - затыкать домочадцев, чтобы они мне не мешали.

Конечно, на фестивале ногами топать никто не будет, и тарелок с супом я не обещаю, но программу мы будем демонстрировать на телеэкранах в кафе Дома кино. Зрители будут сидеть за столами, можно будет попить чай, кофе. Не исключаются передвижения в пространстве - каждый волен выбрать себе удобный ракурс просмотра, как мы делаем это дома. Посмотрим, как это будет встречено режиссёрами.

Горячие точки

- Если вернуться к классическому документальному кино, сколько заявок поступило на фестиваль в этом году?

- В адрес дирекции фестиваля поступило 404 фильма. География, как всегда, обширна. В конкурсную программу попали, например, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Казань, Минск, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Киров, Красноярск, впервые - Нальчик, Якутск и даже небольшой посёлок Уральский Пермского края.

- Исходя из политических, социальных, экономических событий в стране, можно предугадать тематику фестивальных фильмов?

- В этом году, видимо, будет сделан некий акцент на горячих точках - Донецк, Луганск… А вообще, предугадать генеральную тему практически невозможно. Что самое интересное в кино? Как люди живут - и чем живут! Это и интересует режиссёров, но аспекты жизни рассматриваются самые разные.

- И угол зрения разный?

- Искусство, вообще, вещь субъективная. Чья рука пишет, то и написано. Это неизбежно.

- У вас среди участников фестиваля есть свои фавориты?

- Если судить по именам участников, то, конечно, есть фамилии, которые сразу претендуют на лидерство. Мы их не скрываем, это Иван Твердовский, Андрей Осипов, Наталья Гугуева, Евгений Голынкин, Евгений Соломин, Валерий Тимощенко, Павел Фаттахутдинов. А в телевизионном конкурсе! Ни много ни мало Сергей Мирошниченко, Елена Чавчавадзе (она выступает как автор сценария), Тынай Ибрагимов.

Но фестиваль - дело непредсказуемое. Как, впрочем, и жюри.

- «А судьи кто» в этом году?

- Председателем жюри основного конкурса будет Сергей Снежкин - режиссёр, сценарист, народный артист Российской Федерации из Санкт-Петер­бур­га. Члены жюри: Николай Коляда - комментарии не требуются, известный документалист из Перми Павел Печёнкин, Кристина Серейкайте из Вильнюса, которая у нас на фестивале дважды получала призы за лучшую операторскую работу, очень хороший, очень нежный оператор, Владимир Фенченко - преподаватель ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссёров.

А в состав жюри телевизионных документальных фильмов мы на данный момент определили трёх человек. Председателем будет Одельша Агишев - это известный сценарист, серьёзная фигура. От Екатеринбурга - доктор культурологии, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Кириллова. И будет аксакал, обладатель звания «Легенда документального кино» Вахтанг Микеладзе.

Итак, у нас два конкурса, два жюри. Но не может же быть на фестивале два главных приза, поэтому мы решили, что его судьбу определят два жюри совместно. Надеюсь, не передерутся.

- Георгий Александрович, вход на все показы фестиваля свободный. Это принципиальная позиция?

- Во-первых, наш зритель заслуживает того, чтобы смотреть фильмы бесплатно. А во-вторых, он не настолько хорошо обеспечен, чтобы с него что-то брать. Так что бизнес - это не наш удел.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах