В Екатеринбурге стартовали ежегодные Дни Эрмитажа. В культурно-просветительском центре «Эрмитаж Урал» заработали три выставки. Экспонаты, прибывшие на Урал, приехали из знаменитого музея в Санкт-Петербурге. Одна из экспозиций посвящена Екатерине I – императрице, в честь которой названа столица региона. Другие связаны с творчеством немецкого художника Давида Фридриха Каспара и с живописью мастеров уральских заводов конца 19 – начала 20 века. Также для всех желающих пройдут лекции об искусстве. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Карета и подзорная труба
Ежегодные Дни Эрмитажа, которые включают в себя выставки, лекторий и научную конференцию, проходят на Урале в восьмой раз.
«Культурно-просветительский центр на Урале – это не филиал нашего музея в Санкт-Петербурге, а его спутник, – подчёркивает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Здесь чувствуется особая родовая связь между нашими городами. В Екатеринбурге хранят память о коллекциях Северной столицы. Благодаря этому мы поддерживаем единство культурного пространства России».
Урал изначально был тесно связан с императрицей Екатериной I и Петром I. Поэтому символично вспомнить царскую чету в год празднования 300-летия Екатеринбурга.
По словам Михаила Пиотровского, Екатерина I для многих осталась в тени своего мужа. Разговор о ней чаще всего сводился к количеству нарядов, а её заслуги перед страной замалчивались. У посетителей появилась возможность узнать больше об этой правительнице благодаря экспозиции «Екатерина I – наследница дел Петра Великого».
Все экспонаты, представленные в этот раз, поистине уникальны. «Прижизненный портрет Петра I, полученный уральским музеем, – настоящая сенсация», – пояснил гендиректор Государственного Эрмитажа. Посетителям будут интересны и другие экспонаты. Среди них – прогулочная коляска императора. Она прибыла на Урал из Петергофа, где хранилась в музее.
Подзорная труба, сумочка императрицы, настенные часы – всё это помогает воссоздать в воображении картины царского быта. На выставке можно рассмотреть и посмертную маску Петра I.
Живопись и балы
Ещё одна выставка посвящена уральским мастерам – тем, к кому Пётр Великий относился с большой симпатией. «Художники уральских заводов. Искусство второй половины XIX – начала XX века» – так называется экспозиция.
Михаил Пиотровский поясняет: на заводах, где существует государственный заказ, вдруг расцветает творчество. Мастера начинают создавать подносы, которые обладают характерным стилем. Это и есть проявление свободы, к которой тяготеет уральский характер.
Ещё одна интересная экспозиция – шедевр из Государственного Эрмитажа. Речь идёт о картине «Исполиновы горы» Каспара Давида Фридриха.
«Эта картина была создана в 30-е годы 19 века, – рассказывает хранитель немецкой живописи XIX–ХХ века отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Александра Коншакова. – Здесь запечатлено воспоминание о горах. На первом плане – долина, где берёт начало река Эльба, а на её фоне возвышаются горные хребты. На одном из них виднеется крепость. Это единственное свидетельство пребывания человека в этом пейзаже. Горные путешествия, полные опасностей, – важная тема для романтиков, особенно для Каспара Давида Фридриха. Это тема преодоления испытаний и восхождения к вершине».
Подробнее об этом художнике можно узнать во время лекции. С 29 ноября по 3 декабря в «Эрмитаж-Урал» пройдёт лекторий. 29 ноября научные работники расскажут, как менялось предназначение Главного штаба Эрмитажа в Петербурге. 30 ноября посетителей познакомят с немецким художником – романтиком Давидом Фридрихом Каспаром.
С 1 по 3 декабря пройдут лекции, посвящённые быту петровской эпохи. Речь будет идти о дворце Александра Меньшикова, рождении портретной живописи и, конечно, о балах, которые устраивали в ту эпоху.
Как отмечает Михаил Пиотровский, эти масштабные культурные события стали возможны во многом благодаря финансовой поддержке фонда Святой Екатерины.