На Среднем Урале в очередной раз подняли вопрос о создании платных дорог. Решение об их организации пока не принято, однако примерные тарифы для пользования такими путепроводами региональные власти уже рассчитали. Подробности — в материале ural.aif.ru.
Тарифная сетка
Согласно документу, подготовленному Региональной энергетической комиссией Свердловской области, плату могут взимать за проезд по автодорогам общего пользования (регионального или межмуниципального значения), включая искусственные сооружения. Тарифы чиновники поделили на две группы: для трасс, построенных или прошедших реконструкцию в рамках концессий, и для путепроводов, созданных на бюджетные средства. Цены будут зависеть от категории транспорта, а точнее — от количества осей и высоты машины.
Для сравнения: водитель мотоцикла или легкового авто, чтобы проехаться по концессионной коммерческой дороге, должен будет отдать 17 рублей 30 копеек за километр. Платная «бюджетная» трасса обойдётся ему «всего лишь» в 8 рублей 40 копеек. Свои (более высокие) расценки — у небольших грузовиков и автобусов, грузовиков с прицепом и фур с тремя осями. Последние заплатят 55,57 рубля за километр пути по концессионной дороге.
Впрочем, тарифы эти не окончательные. Максимальный размер платы подлежит ежегодной индексации по специальной формуле. В обозримом будущем платный проезд могут ввести на свердловском участке трассы М-12, а также на одном из отрезков Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД).
За чей счёт банкет?
Проект тарифной сетки только-только отправили на антикоррупционную экспертизу, однако реакция уральцев в соцсетях на саму идею организации коммерческих дорог последовала незамедлительно. Отклики в основном негативные, а порой и крайне эмоциональные.
Например: «Нам много лет „пели“, что плата за содержание дорог входит в транспортный налог, в стоимости топлива также содержится процент на их ремонт и реконструкцию. А теперь заплати тут, заплати там, а мы ещё и третье введём?» Или: «Дороги строили за счёт налогоплательщиков, а теперь за проезд по ним снова хотят брать деньги. Скоро тротуары и тропинки в лесу сделают платными! Вводите уже налог на воздух, чего мелочиться!» Или: «Платные дороги — это практика Москвы. Подходит ли она для Свердловской области — вопрос очень спорный».
Людей также смущают тарифы, установленные властями: «Почему мотоциклы не выделены в отдельную и более дешёвую группу? В машине четыре человека плюс горы багажа, а на байке почти всегда один человек. Вес несравнимый».
Уральцы сравнивают коммерческие дороги с платной медициной, а по вопросу их введения в регионе требуют народного референдума.
Из истории вопроса
Напомним, что сама по себе тема платных дорог в Свердловской области отнюдь не нова, ей минимум лет пятнадцать. Впервые этот вопрос официально обсуждался на выставке ИННОПРОМ в июле 2012 года. Тогда губернатор и представитель госкомпании «Российские автомобильные дороги» подписали договор о совместном строительстве ЕКАД от Московского до Челябинского тракта. Цену за проезд предлагали разную — от 50 копеек до 3 рублей за километр.
В тот раз дальше разговоров дело не пошло, но в 2016 году одна из дорожных компаний провела у себя на сайте исследование. Жителей Екатеринбурга спрашивали: какую сумму вы готовы отдать за проезд по платной автотрассе, с учётом высокого качества дорожного покрытия, со скоростью движения 90 км в час и более, при отсутствии «узких мест» и препятствий движению? Однако и тогда эта идея никакого «сочувствия» у водителей не вызвала.
Осенью 2019 года тогдашний глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин в одном из интервью заявил о строительстве трассы Москва — Владимир, которую, по мнению чиновника, в перспективе необходимо продлить до столицы Урала. По его словам, дорога «должна быть платной, до Екатеринбурга, куда должно уйти большегрузное движение».
В феврале 2023 года региональные власти сообщили, что один из участков ЕКАД может быть отдан в концессию. В этом случае после завершения работ частные инвесторы могли бы получать доход от платного проезда транзитного транспорта. Правда, с местных брать деньги не планировалось.
Не так страшен чёрт?
Между тем негативный ажиотаж, который существует вокруг этой темы в Свердловской области, оправдан лишь частично. Во-первых, создание платной автотрассы возможно лишь при наличии альтернативного проезда (таков закон). Во-вторых, не исключено, что деньги будут брать только с автомобилей, зарегистрированных за пределами региона. В-третьих, сегодня в стране уже действует 19 платных автотрасс.
Считается, что люди, пользуясь такими путепроводами, платят деньги за качество покрытия, высокий скоростной режим, меньшее расстояние и безопасность. То есть водители, чтобы попасть из точки А в точку Б, тратят меньше времени и топлива. Тариф зависит от типа машины, времени суток и дня недели (обычно с понедельника по четверг и ночью — дешевле). Среди минусов наблюдатели называют меньшее число заправок на таких дорогах и более высокие цены на топливо.
«У Свердловской области вообще и у Екатеринбурга в частности, в отличие от москвичей и ряда других регионов, до сих пор не было какого-то опыта в создании и организации платных дорог, — отмечает юрист Алексей Константинов. — Чисто теоретически лично я согласен платить за то, чтобы ехать быстро и с комфортом по хорошей, качественной дороге. Но, во-первых, у неё должен быть бесплатный дублёр. Во-вторых, это не должен быть объезд за тридевять земель. В-третьих, я не думаю, что такую систему стоит вводить в столице Урала. И не нужно забывать, что платная дорога будет приносить доход. Возникает вопрос: куда пойдут эти деньги? Мне бы очень не хотелось, чтобы путепровод, построенный за бюджетные средства, стал чьей-то очередной кормушкой...»