23 ноября в Ельцин Центре открылась выставка «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР». Синтез искусства и науки, воспоминания о масштабных проектах, многие из которых так и не удалось воплотить, – всё это ждёт посетителей. В центре внимания – история студенческого конструкторского бюро «Прометей». Современные художники пытаются осмыслить старые, аналоговые инструменты, с помощью которых в советские годы создавали светомузыку. Кроме того, учёные представили творцов периода оттепели в необычном свете. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Не просто здания
У входа – один из самых приметных экспонатов: макет концертного зала, который должен был стоять на Марсовом поле. Помещение на две тысячи зрителей спроектировал ленинградский художник, искусствовед, изобретатель Григорий Гидони в 1927 году. Здание должно было представлять собой глобус, к которому вели бы высокие лестницы. Вокруг глобуса планировалась конструкция, напоминающая серп и молот.
В ту пору идея привлекла внимание прессы, однако ей не суждено было воплотиться. Авангардный концертный зал так и не построили, но его макет остался на фотографиях в журналах. По этим снимкам модель и воссоздали.
Среди экспонатов встречаются и прототипы реальных построек. Среди них – Казанский цирк, который реагирует подсветкой на изменения в погоде. Макет этого здания подключен к Сети, благодаря чему его подсветка отражает погоду в Екатеринбурге.
Также интересно смотрится макет здания «Светоинструмент» на базе одного из корпусов Казанского университета 1989 года. Мигающие окна создают определённую динамику.
Организаторы подчёркивают: в период, который мы сейчас вспоминаем как застой, люди работали над интереснейшими проектами. Например, специалисты пытались создать технологию объёмного звука – как в современных кинотеатрах. Предпринимались попытки оснастить таким звучанием музеи, театры и разные исторические здания.
Планировалось создать такую систему, чтобы предметы могли заговорить с людьми в прямом смысле слова. Чертежи и другие разработки в этом направлении можно увидеть на экспозиции.
Да будет свет! И звук
Особое внимание на выставке уделяется синтезу света и звука. Организаторы подчёркивают: студенческое конструкторское бюро «Прометей», которое разрабатывало такие проекты, так называлось неслучайно. Композитор Александр Скрябин внёс в свою партитуру «строчку света» и стал новатором в этом направлении. Он был убеждён, что музыку можно ещё и видеть.
На выставке светомузыка осмысляется по-разному. «Мы создали три видеоклипа, которые, с одной стороны, документируют те приборы, с которыми мы взаимодействовали. С другой стороны, это самостоятельные высказывания, вдохновлённые наследием советских конструкторов, – поясняет один из кураторов экспозиции Александр Елсаков. – Наша группа состояла из художников и музыкантов. Нас вдохновили прометеевские архивы и аналоговые приборы. Мы работали с «Рассветом» (инструментом для создания светомузыки), а также с его репликой. Ребята долго разбирались в архиве слайдов с 60-х годов вплоть до 90-х. В советский период создание светомузыки являлось более сложным процессом, чем сейчас. Не было цифровых технологий, проекторов в современном понимании, световых приборов в том виде, в каком они есть сейчас. Но при этом было огромное желание делать то, что до сих пор актуально».
Несмотря на то, что для нас светомузыка – это будничное явление, посетителям явно будет над чем задуматься. В клипах встречаются медитативные моменты, переплетение национальных мелодий и многое другое.
Также на выставке представлены работы художников периода оттепели. По словам организаторов, широкая публика мало знает об этом периоде. Часть экспозиции – художники этого интересного периода в детской иллюстрации. Авторы проекта считают, что это не самое типичное представление этих художников.
Необычно смотрятся и работы, в которых объём передан через графику. В чёрно-белых картинах – истории о космосе, в которых наука переплетается с советской мечтой о будущем.
Создатели экспозиции уверены: здесь есть что почерпнуть не только людям старшего поколения, но и тем, кто родился в постсоветский период. Выставка продлится до 25 февраля 2024 года.