Примерное время чтения: 7 минут
296

Кот Баюн помогает филологу. Уральский писатель о роли сказок в нашей жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ-Урал» 30/11/2022

«Я иногда вдруг понимаю, что мой герой слишком нейтральный, слишком «плоский», что нет у него яркой харизмы. И тогда придаю ему какую-то изюминку, какой-то «заскок», чтобы он себя как-то проявил», – говорит детский писатель, поэт Татьяна Горкунова.

Досье
Татьяна Горкунова родилась в Екатеринбурге. Закончила Уральский государственный университет имени А.М.Горького по специальности «искусствовед». Работала в различных сферах: преподаватель истории искусств в начальных классах, предприниматель в туристическом бизнесе, организатор социокультурных проектов, чиновник аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО. Автор книг для детей и стихов. Член Союза российских писателей. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Д.Н.Мамина-Сибиряка и премии Главы Екатеринбургской митрополии в области культуры и искусства.

И подвиг, и мечта

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Татьяна, помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книжки ты в детстве читал». По-вашему «нужные» книжки – это какие?

Татьяна Горкунова: – Они разные. Это книжки, которые формируют характер ребёнка, его мировоз-зрение, отвечают на его вопросы, откликаются на его проблемы, развивают его кругозор. Так получилось, что я близко познакомилась с творчеством Владислава Крапивина, будучи взрослым человеком, когда уже сама начала что-то писать, хотя в детстве, конечно, читала «Мушкетёра и фею». Так вот, прекрасно понимаю его популярность. Его герои всегда находят светлые пути решения тех или иных проблем, в его произведениях есть место и подвигу, и мечте. Это, в самом хорошем смысле слова, романтизм, который вдохновляет и окрыляет. Такие книжки, конечно, ребёнку нужны. Но и развивающие тоже необходимы. Помню, в детстве читала, как сейчас принято говорить, нон-фикшен: «Сказку о Золушке, балете и музыки» Евгении Гульянц, Беллу Дижур – «Волшебные руки труда и науки», вероятно, еще что-то. Приключенческие книги нужны, чтобы опять же было место мечте… Словом, книги должны быть разными, но главное, чтобы они были хорошо написаны.

– Учитывая, как вы сказали, что книги формируют мировоззрение ребёнка, все ли темы могут в них подниматься?

– Сегодня, как мы видим, запретных тем всё меньше. Но, на мой взгляд, задача родителей и педагогов – отбирать для ребёнка книги, адекватные его возрасту. И, безусловно, большая ответственность лежит на авторе. Я, например, не хочу и не буду писать книжки, в которых было бы много агрессии, крови, убийств. А романтические отношения между мальчиками и девочками в книгах я вижу на уровне душевной романтики. Но, здесь надо оговориться, что моя аудитория – младшие и средние классы. Если бы я писала для старшеклассников, то, что сейчас называют Young Adult, возможно, рассуждала бы по другому. Я каждый раз задаюсь вопросом, как найти грань между жесткостью реального мира и желанием сохранить ребенку «розовые очки».

На стороне добра

- Кстати, о добре и зле. Во взрослом мире множество полутонов. Должны ли, на ваш взгляд, эти полутона присутствовать в детских произведениях? Или в них должен быть мир «белого» и «чёрного»?

– Вообще, как правило, в детских книжках злодей – это злодей, а добрый герой – положительный во всех отношениях. Но есть ведь и «промежуточные» персонажи, которым чаще всего не хватает силы характера, чтобы перейти на сторону добра. И если такой герой в процессе развития сюжета, в процессе повествования определяется и принимает сторону добра – это ценно. В таком герое, может быть, даже больше ценности, чем в «картонно»-идеальном, потому что он проделывает какую-то внутреннюю работу.

– Что нужно, чтобы написать литературное произведение на языке, понятном ребёнку? Вернуться в детство?

- Честно скажу, не знаю. Я начала со стихов, эта форма предполагает довольно лаконичное изложе-ние мысли. А в детской прозе приходится за собой следить и делать предложения короче, чем я написала бы для взрослых. Когда я пишу для детей, то ставлю себя на место героев. Мысленно проговариваю фразы каждого персонажа, стараясь услышать его интонацию. И, надо сказать, на место взрослого, особенно гротескного персонажа поставить себя гораздо легче, чем на место ребёнка, школьника, – это очень сложно.

– Бывает, что во время написания книги меняются ваши отношения с героями?

– Знаете, как бывает? В какой-то момент я иногда вдруг понимаю, что мой герой слишком нейтраль-ный, слишком «плоский», что нет у него яркой харизмы. И тогда придаю ему какую-то изюминку, какой-то «заскок», чтобы он себя как-то проявил. Написание книги – это кухня не в один заход, она многослойная.

«Армия» предков

– Ряд героев вашей книги «Ядвига с Больших болот»…

– Потомки героев русских народных сказок.

– Именно. Какую роль играют сказки в нашей жизни?

– Ядвига («проекция» Бабы-яги) деятельно решает задачу сохранения мира русских народных сказок. Она даже отправляет своего кота Баюна на время к профессору филологии. Чтобы кот открыл ему «сокровищницу» сказок, легенд и преданий, а профессор бы их опубликовал. Правда пришлось иметь дело с издателем, который терпеть не мог и никогда не печатал сказки. Так что коту надо еще с ним повозиться, чтобы к жителям города вернулся этот прекрасный литературный жанр.

Сказок не может не быть. Как без них ребёнок будет учиться мечтать? Как взрослый будет пытаться мечтать? Ведь даже во взрослой литературе очень много сказок.
То есть в моëм понимании сказок не может не быть. Как без них ребёнок будет учиться мечтать? Как взрослый будет пытаться мечтать? Ведь даже во взрослой литературе очень много сказок. Сегодня весьма популярно фэнтези, а ведь это, по большому счёту, сказки. И даже любовной роман – это иной раз сказка.

Понятно, что иносказательность детских сказок иная, чем, скажем, у Шварца. При этом не в лоб, не назидательно, но через сказку ты даешь ребёнку возможность понять какие-то законы мироздания, даёшь представление о взаимодействии людей. Среди моих книг самая, наверное, в этом отношении конкретная – «Белый цветок надежды». Это практически притча. Девочка находит вмятый в землю белый цветок, приносит его домой, он оживает, и обстановка в семье сразу меняется в лучшую сторону, становиться радостной. А потом девочка начинает встречать людей с разными проблемами. Она дарит им цветки с постепенно разрастающегося куста, а куст при этом становится всё больше и больше. Здесь заложена мысль – делись добром, и оно приумножится.

В других моих книгах такой откровенной морали нет, но, скажем, в «Ядвиге…» мораль в том, что сказки повсюду и не только волшебники их творят. А в книге «Там, где живёт фазан» заложена такая идея: если тебя дан талант, то ты должен нести энергию этого таланта людям, иначе она погаснет.

– В книге «Медное зеркало» вообще, на мой взгляд, прочитывается по-взрослому глубокая мысль. Метеорит летит на Землю, его видит в телескоп загадочный народ – чудь белоглазая…

– И чудь белоглазая, и духи гор и озёр, и обычные дети должны как-то остановить этот метеорит. По совету богатыря Семигора – хранителя Уральских гор – кузнецы чуди делают медное зеркало, которое отражает предков тех, кто в него смотрит (во многих культурах существуют поверья, что духи предков охраняют свой род). И когда на горе Круглица – это, по башкирским легендам, волшебное место на Таганае – собираются все герои сказки, медное зеркало отражает всех их предков. И с помощью энергии этой «армии» прабабушек и пра-прадедушек удается изменить курс метеорита. То есть Земля оказывается спасена силой каждого рода и всех его поколений.

– Вы как писатель много общаетесь с детьми. Готовы ли дети сегодня прочитывать, прочувствовать эти смыслы? Ведь, повторю, стереотипное «дети сегодня не читают».

– Вот именно, стереотипное. Все дети разные. Некоторые не только читают. Они литературные произведения писать хотят! Всё время кто-нибудь да спросит: «Как научиться писать?», «В каком возрасте вы написали свою первую книжку?»…

У меня, например, в подъезде живёт семья с двумя детьми, их мама говорит, что они читают всё, что попадается. Их специально водят в Крапивинку (Свердловская областная библиотека для детей и молодёжи им. В. П. Крапивина. Ред.), где они буквально закапываются в книги. Так что дети и читают, и размышляют, и сопереживают героям, и вдохновляются примерами взрослых. Один мальчик после беседы с пятиклассниками мне сказал: «Наша встреча меня так вдохнвила, что захотелось прийти домой и написать стихотворение».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах