На этот раз о своем фильме, центральными событиями которого стали жизнь и творчество известного музыкального коллектива «Обе две», рассказала уральский режиссер Яна Воробьева.
«Мой фильм о молодости, музыке и любви»
Ольга Маслова, АиФ-Урал: Яна, как вышло так, что ваша работа попала на фестиваль?
Яна Воробьева: Каждый режиссер, к тому же начинающий, такой как я, мечтает попасть на фестиваль. Это лучшая, а часто и единственная возможность показать свой фильм зрителям. Решение подать заявку в отборочную комиссию фестиваля мы принимали вместе с «Кинокомпанией 29 февраля», в которой я и снимала фильм. Я сама хочу узнать, что мне даст участие в фестивале. Для меня это новый опыт. Предполагаю, что меня начнут узнавать на улицах родного города. Шутка!
– Не страшно было подавать заявку?
– Это мой самый первый кинофестиваль. И сразу такой значимый, да еще и в родном городе. Участие в нем, безусловно, волнительно. Но это приятные переживания.
– Как давно вы занимаетесь созданием документальных фильмов?
– После окончания продюсерского факультета ВГИК я работала на всевозможных кинопроектах: больших и маленьких, отечественных и международных, художественных, анимационных, документальных. «Обе Две» – мой режиссерский дебют в документальном кино. Начала я с того, что просто снимала интересных мне людей, связанных с музыкой, кино, дизайном, моих современников. Я стала свидетелем различных событий, и мне показалось, что я смогу из этого сделать кино. Написала сценарную заявку, получила поддержку Министерства Культуры РФ и начала работать. Во время съемок все быстро менялось, количество героев увеличивалось, история развивалась, оставалось только успевать снимать как можно больше.
– Как считаете, в чем миссия документального кино?
– Отражать реальную жизнь человека в настоящий момент. Его переживания, печали и радости. Документальное кино – это жизнь как она есть. Антропология.
– Яна, расскажите, пожалуйста, о главной идее вашей дебютной работы.
– Мой фильм о молодости, музыке и любви. Герои – творческие личности, талантливые музыканты, достигшие первых успехов и столкнувшиеся с первыми проблемами.
«Ешь меньше, спи меньше, но добивайся результата»
– Как восприняли музыканты предложение сняться в документальном фильме?
– Музыканты любят быть на виду. Их любит сцена и камера. Они отвечают взаимностью, если доверяют. Мы были давно знакомы, поэтому предложение о съемке было встречено ребятами тепло. Без их согласия и доверия ничего бы не получилось. Документальный фильм о них раньше не снимали, но ребята держались как настоящие музыканты-профессионалы.
– В каком формате получился ваш фильм?
– В моем фильме есть всего понемногу: и интервью, и концертные выступления, и закулисные съемки и реальная жизнь.
– Сколько времени ушло на создание картины и всеми ли аспектами готовой картины вы довольны?
– Сами съемки заняли у меня три месяца. Месяц заняла подготовка, год происходил сбор материала и еще два месяца – монтаж. Мне не хватило съемок главных героев, лидеров группы – солистки Кати Павловой и бас-гитариста Артема Клименко. К сожалению, их практически не удалось заснять вместе. Собирала материал с миру по нитке. У документального кино не бывает точного сценария – жизнь вносит коррективы и вся история случается прямо перед тобой. К моменту монтажа она обретает четкую форму.
– Когда тема документального фильма не касается глобальных проблем, насколько тяжело найти финансирование для проекта? И что делать, когда спонсоров нет? Бросать идею?
– В моем случае мне везло. «Кинокомпания 29 февраля», с которой я работала, отнеслась с пониманием ко всем моим идеям. Моя заявка сразу прошла отбор в Министерстве Культуры и получила финансовую поддержку на производство. Без этого мне вряд ли удалось бы снять и закончить фильм. Если же денег нет совсем – нужно брать камеру и снимать самому несмотря ни на что. Если это то, что ты любишь, что тебе не безразлично – никогда не бросай свою идею. Ищи единомышленников, иди туда, где снимают кино, показывай материал, не бойся просить помощи. Ешь меньше, спи меньше, но добивайся результата.