Серьезно о важном
- Думаю, проходя мимо Свердловской киностудии, многие уральцы задаются вопросом, когда же, наконец, у нас будут сниматься фильмы конкурентноспособные голливудским?
- Такие фильмы, снятые при участии Свердловской киностудии, уже есть. Взять хотя бы последние. «Адмирал», например, или «Дом солнца»… «Дом солнца» - очень достойный фильм, считаю, что прокат у него должен был быть более весомый, но, видимо, мы ошиблись в плане продвижения и раскрутки. Сыграло свою роль и отношение зрителя к отечественному кино, которое сформировалось после выхода в прокат множества неудачных проектов. Неудачных не с точки зрения качества самого кино. Их просто не надо было прокатывать в кинотеатрах.
Понимаете, в кинотеатрах зритель… своеобразный. Потому что сеанс в кинотеатре - это, прежде всего, не просмотр фильма, а времяпрепровождение. Поэтому зритель, в силу определенных причин, идет в кинотеатр затем, чтобы получить те ощущения, которые не может получить дома. В кинотеатре определенный звук, все «мелькает-сверкает», «звенит и гудит». А фильмы с более простой подачей, как, скажем, «История любви», можно посмотреть и дома.
- Сегодня часто кинематографистов обвиняют в том, что они все больше развлекают, не воспитывая. Чувство патриотизма, например...
- На самом деле, мы сегодня имеем возможность делать то, что хотим делать, а не в угоду кому-то. Да, порой снимаем заведомо, как я его называю, информационный продукт, сериалы, скажем. Это делается для того, что бы элементарно зарабатывать деньги, иметь возможность платить людям зарплату и т.д. А кино есть развлекательное и серьезное. Мы как раз и снимаем серьезное кино.
Сейчас мы заканчиваем два крупных проекта. Один «Дикое счастье» по Мамину-Сибиряку. Философский смысл этого фильма - испытание человека золотом. Второй фильм, я думаю, довольно близок к Голливуду. Это исторический проект «Варвара». В двух словах: русская Жанна де Арк, девочка, которая должна была любить и рожать детей, однако, она вынуждена взять в руки меч и защищать себя, свое село, свою страну. Это настоящее патриотическое кино. Но чтобы его окупить сборы должны быть 35 млн долларов.
Актеры ранимы
- Дотации вам какие-то дают?
- Конечно, не все так плохо. Если взять ту же «Варвару», то 1 млн долларов дало государство.
Кроме Екатеринбурга, Москвы и Питера я не знаю городов, где бы снималось игровое кино с поддержкой государства. Но у нас же вообще единственная студия, восточнее Питера, которая снимает игровое кино.
- Павел, в киноиндустрии сегодня фанаты своего дела работают или профессионалы? Тяжело совмещать творчество и коммерцию?
- Если правильно распределять акценты, то эти вещи вполне совместимы. Такое кино как «Москва слезам не верит» могут снять только фанаты своего дела. Но все кино такого уровня быть не может. Есть те фильмы, где достаточно быть просто профессионалом.
- Чтобы вы посоветовали посмотреть обязательно?
- Из российского, однозначно, нужно сходить на фильм «Елки», который сделал Тимур Бекмамбетов. Это, я считаю, очень хорошее, доброе кино! Настаиваю, что нужно обязательно посмотреть «Дом солнца» Гарика Сукачева. Он, к удивлению многих, оказался очень хорошим режиссером. Если забежать вперед, то весной выйдет в прокат «Черный лебедь» с Натали Портман в главной роли. Ничего сильнее, с точки зрения женской игры, не видел. Женская роль будет номинирована на «Оскар». В феврале выйдет в прокат фильм «Выкрутасы» Тимура Бекмамбетова - тоже достойный фильм с Милой Йовович. Она, к слову, удивительно душевный, открытый, бескорыстный человек.
- Раз уж мы перешли на личности. Кто из актеров вам наиболее приятен по-человечески?
- Они все неплохие люди, поверьте. Но не надо забывать, что хорошим актером не может быть типовой человек. Они очень ранимы, может быть, поэтому получаются какие-то «капризы». Работа актера очень тяжелая. Перелеты, переезды, по 20 часов на съемочной площадке…
- Это нормально, когда звезда капризная?
- Очень часто под «капризом» выставляются объективные требования.
Взять Сережу Безрукова… Если он выставляет какие-то требования, то мы знаем - они в конечном итоге «работают» на творческий процесс. С другой стороны, приведу пример. «Дикое счастье», где Безруков не только занят в главной роли, но и является сопродюсером проекта, мы снимали в селе Чусовая. Поверьте, и там ему никто не отказывал в самом хорошем номере в гостинице. Но он избрал другой вариант - жил с женой в… бане, ее оборудовали под жилье. Мотив - до города было слишком далеко добираться.
- Если бы сегодня вы задались целью снять фильм про героя нашего времени - успешного, но одинокого человека, что бы это было мелодрама, комедия?
-Это было бы авторское кино. Сейчас попробую может и путано объяснить почему…Проблема в том, что если человек не останавливается, а растет, он меняется. Далеко не всегда в лучшую сторону. И если люди встретились, у них появились бы чувства, они проживают этот период вместе. Хорошо, если один готов принять и постоянно подстраиваться. Либо они меняются вместе. А если один идет вверх, а другой стоит на месте, или один вправо - другой влево… Они перестают друг друга понимать и в один «прекрасный момент осознают, что им проще не быть вместе. То, что происходит в жизни насколько просто, настолько же и сложно.