О том, как уральцы отреагировали на первый проект, что изменилось в голове публики и какие вкусности готовят нам организаторы биеннале к сентябрю, рассказала директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова.
Андеграунд или элитарное направление?
- После первой биеннале осталась богатая статистика. Ожидали такого внимания?
- Для меня самый главный результат от биеннале - это даже не количественные все эти штуки, которые действительно впечатляют, а прежде всего то, что люди оказались неравнодушны к проекту. Было море дискуссий, вызвавших очень много негатива и даже агрессивную реакцию со стороны зрителя, но это прекрасно. Было бы хуже, если бы биеннале вообще никакой реакции не вызвала. Ее главная задача и чуть ли не миссия - провоцировать и будоражить дискуссионное поле вокруг современного искусства. Потому что для нашего региона, к сожалению, это не является повседневным пластом жизни. Даже на официальном уровне современное искусство не занимает лидирующих позиций. Собственно, биеннале призвана этот процесс запустить.
- Наверно, имеет смысл говорить даже не о лидирующих позициях, а о том, что современное искусство сейчас часто приравнивается к хулиганству или недоискусству?
- Мне кажется, что тут палка о двух концах. С 90-х годов осталась некая позиция, что современное искусство - это какой-то андеграунд: дикие люди, странные хиппи, а с другой стороны - что-то суперэлитарное, недоступное: бешеные деньги, безумные коллекционеры и так далее. Если сравнивать начало 90-х годов с концом 2000-х, то все-таки за эти двадцать лет произошел серьезный прорыв, что повлекло за собой изменение общественного сознания. С каждым годом современная культура все больше и больше становится частью повседневности. Мы стали мыслить другими категориями - ландшафтов, урбанистики.
- Что же именно изменилось в общественном сознании?
- Если до этого мы жили в мире, где человек являлся частью системы, то теперь на первом плане сам индивид и его ценность, его значение и все, что связано с миром. Нам кажется очень важным и правильным то, что на биеннале была задана специфика именно индустриальности, потому что данная проблема релевантна не только Екатеринбургу - это глобальный, общемировой процесс, который именно в контексте Урала интересно наблюдать. У нас сейчас две главные цели - включить Екатеринбург в глобальный контекст и поставить на карту арт-мира, актуализировать, показать, что мы существуем; вторая - взаимодействие с широкими массами, чтобы биеннале стала глобальным событием.
«Искусство - не вишенка на торте»
- Вы говорите, что после первой биеннале столкнулись с негативными откликами. С чем это было связано?
- Скорее, было недовольство от ощущения недопонимания. Всегда ведь так бывает: когда мы что-то не понимаем, это может вызвать два типа реакции - либо мы идем и разбираемся, либо «посылаем» организаторов. Я вижу причины именно в этом, потому что основной проект биеннале, подготовленный международной командой приглашенных кураторов, был рассчитан на зрителя вдумчивого, на зрителя, пришедшего именно разобраться, - то есть, скорее всего, этот проект для публики с малым опытом насмотренности был холодным. В принципе, для нас был очень важен и этот опыт взаимодействия с аудиторией.
- Давайте вернемся к главной теме - второй биеннале. В чем заключается ее концепция? Будет ли она отлична от первой?
- Если говорить о второй биеннале, то тут мы пока только обозначили ее концептуальные рамки: производство и применение. Именно применение искусства к нашей персональной истории, нашему восприятию. Нам хотелось бы сместить акцент с потребления к применению. А что мы можем отдать со своей стороны? Как мы можем этот опыт принять в себя? Каким образом современное искусство в нашем мозгу вот эти изменения совершает? Это вещь, которую мы хотим показать на второй биеннале, - взаимодействие с публикой, с аудиторией в широком смысле этого слова.
- Будем надеяться, что за два года уральцам уже удалось осмыслить первую биеннале и в дальнейшем они смогут адекватно принять вторую.
- Я замечаю, что динамика изменений идет гораздо быстрее по сравнению даже с началом 2000-х годов. Это действительно некий глобальный процесс. Очень серьезно сказывается и тот факт, что в нашей стране отсутствует опыт взаимодействия с современными практиками. Все-таки Запад переживал все эти эволюционные художественные практики за, скажем, 50 лет, а мы эти вещи должны были проглотить за десять. Искусство - это ведь не вишенка на торте, это тот самый главный коржик, на котором все строится.
На экскурсию по заводам
- Два года назад в качестве выставочных площадок вы задействовали массу интересных мест. На каких площадках пройдет вторая биеннале?
- Пока об этом говорить рано, потому что все в процессе, и мы будем объявлять эту информацию, когда они железобетонно будут появляться. У нас уже есть готовая структура проекта, где можно отследить определенные отличия от первой биеннале. В этот раз к нам приедет приглашенный куратор главного проекта Ярослава Бубнова. Обязательно будет программа спецпроектов, и если в прошлом году я курировала ее самостоятельно, то в этом году мы отдаем эти индустриальные площадки разным людям: одному куратору - один завод. Также у биеннале появляется программа арт-резиденций. Это идея, которая позволяет расширить границы биеннале за пределы Екатеринбурга. Если в прошлый раз мы просто ездили на экскурсии в Нижний Тагил и Невьянск, то в этом году мы организуем резиденции художников в Сатке, Салде, Первоуральске, Челябинске и других населенных пунктах.
- А как будет строиться сообщение с этими площадками? Путь, прямо скажем, до них не близкий…
- Художник будет работать на определенном предприятии города, где он займется созданием своего художественного произведения, которое соотносится с историей завода, его спецификой. А чтобы не заставлять народ таскаться по разным городам и часто труднодоступным местам, мы будем делать презентации этих арт-резиденций - части работ - на отдельной площадке в Екатеринбурге. Это будет гораздо более широкое впечатление от Урала, от его региональных особенностей. Ну кто был, например, в Сатке? Это райский уголок, потрясающее место.
- Что еще ждет уральцев в этом году на вашем индустриальном проекте?
- Еще одно нововведение второй Уральской индустриальной биеннале - это приглашенные проекты, такие институции, как Гараж, Винзавод, биеннале Сан-Хосе - города-побратима уральской столицы. Эти направления программы не будут напрямую относиться к нашей заявленной теме, но они все равно пройдут в рамках нашего мероприятия. Например, мы планируем сделать биеннальную книжную лавку - очень серьезная литературная штука. И третье, с чего мы сейчас начинаем биеннале, - интеллектуальная платформа.