В столице Урала сегодня, 22 августа, прощаются с Виталием Воловичем. Церемония состоится в Доме прощания «Вознесение» на улице Серафимы Дерябиной, 41а. Церемония пройдет в 11 часов.
В минувший понедельник известный уральский художник ушёл из жизни. Совсем недавно Екатеринбург серией выставочных проектов отметил 90-летие выдающегося художника, а спустя несколько дней уральцы прощаются с Мастером. Но легенды не уходят, они остаются в нашей памяти навсегда.
Титулы, звания, достижения Виталия Воловича перечислять - не перечислить. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник России, лауреат множества отечественных и зарубежных премий, выдающийся иллюстратор, отдавшей Книге не один десяток лет жизни. Работы Мастера выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, Русском музее, галереях Праги, Брно, Кельна, Веймара, в частных коллекциях по всему миру. На присужденной ему Всемирной академией искусств золотой медали выгравировано одно слово: «Достойному», и этим всё сказано.
Виталий Михайлович неоднократно был гостем «АиФ-Урал» - мудрый, ироничный собеседник, личность, глыба. Предлагаем вспомнить некоторые моменты этих бесед.
«В этом городе (Екатеринбурге. - Ред.) у меня 300 тысяч хороших знакомых, 100 тысяч приятелей и 50 тысяч друзей, которые практически мои родственники. Видел множество городов, но Екатеринбург остаётся самым главным городом моей жизни. Здесь я испытал первые радости, первые творческие успехи. Здесь была тьма тяжелых неприятностей, были потери друзей и близких мне людей… Можно сказать, что с Екатеринбургом у нас кровная связь».
«Удовлетворение – очень сложная вещь, оно может быть в пространстве и во времени, но только не в процессе самой работы, в это время, кроме напряжения, нет ничего… Мне бы хотелось дышать легко и свободно. А получается короткое прерывистое дыхание с надсадой».
«Знаете, я думал, что старость – это время для раздумий над прошедшей жизнью. Говорят, там какая-то мудрость должна возникнуть… Об этом не имею ни малейшего представления. Считается, мудрость – когда человек довольствуется тем, что есть, не желая большего. Ничего подобного!»
300 тысяч – знакомых, 100 тысяч приятелей, 50 тысяч друзей.
«Любое время богато для творчества. Но перед художником, который долго живёт, встаёт дилемма: либо ты непосредственно участвуешь в проблемах сегодняшней жизни, либо сосредотачиваешься на общечеловеческих. Думаю, что художник всё же должен в определённой степени абстрагироваться и сохранить верность той внутренней жизни, которая сложилась. А не той ряби на толще океана, которая возникает от событий сегодняшней жизни. Много раз замечал, что пытаюсь в том, что происходит сейчас, найти корни того, что увлекало меня в прошлые времена. И нахожу. Ничего нового. Меняются одежда, формы, декорации, а по сути всё неизменно».
«Я начал работать в нашем старом деревянном цирке в конце 60-х годов. Там пережил совершенно потрясающие минуты. Актёры, собирающиеся на парад-алле, актрисы с перевязанными шалями поясницами – в здании гуляли страшные сквозняки. Я стою в углу, делаю наброски, с одной стороны меня зажимает круп лошади, с другой – расчёсывают медведя, тут же клоун рассказывает анекдот, от которого лошади встают на дыбы».
«В прежние времена мы думали, что жена должна быть помощником в труде, товарищем по работе. Сейчас я думаю, что это не так. Женщина должна украшать жизнь мужчины и давать ему те силы, которые помогут ему работать. Женщина не должна принимать участие в непосильном труде. Очень запоздалые мысли. Жизнь, увы, наполнена поздними сожалениями».
«Я связывал себя с этой скульптурой (скульптура «Горожане», расположенная в сквере на проспекте Ленина, изображает знаменитых уральских художников Михаила Брусиловского, Виталия Воловича и Германа Метелева. Установлена к 285-летию Екатеринбурга. – Ред.), когда Андрей Антонов лепил эту группу. Я к нему приходил в мастерскую и видел, как постепенно на каркас набрасывалась глина, как эта глина приобретала мои черты. Начал даже подозревать, что это не просто глина, что, может быть, в ней есть часть моей бессмертной души. Помню, ощущение было настолько серьёзным, что почти каждое утро я заходил к Антонову в мастерскую и спрашивал: «Ну как он там?»
«Я реликтовое создание, поэтому вопрос самореализации для меня главный».
КСТАТИ
В Екатеринбурге появится улица имени Виталия Воловича. Произойдёт это через пять лет. Как сообщили в мэрии уральской столицы, комиссия по топонимике рассмотрит соответствующую инициативу. Екатеринбург провожает Мастера в среду, 22 августа, с 11:00 до 12:00 в Доме прощания «Вознесение»: ул. Серафимы Дерябиной, 41а.
Воловичу – 90! Правила жизни самого известного художника Екатеринбурга
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.