В Екатеринбурге не стало одного из самых известных и именитых уральских художников Виталия Воловича. О трагическом известии стало известно сегодня утром, 20 августа. Последние месяцы жизни художник провел на больничной койке и не смог появиться на публике в свой 90-летний юбилей, который прошел 3 августа.
URAL.AIF.RU публикует интервью с художником, сделанным ровно год назад на презентации его авторской книги «Мастерская художника». И это – правила жизни Виталия Воловича.
О Екатеринбурге
«Из 89-ти прожитых мною лет, 85 лет я живу в Екатеринбурге. В этом городе у меня 300 тысяч хороших знакомых, 100 тысяч приятелей и 50 тысяч друзей, которые практически мои родственники».
«Я видел множество городов, но Екатеринбург остается самым главным городом моей жизни. Здесь я испытал первые радости, первые творческие успехи. Здесь была тьма тяжелых неприятностей, были потери друзей и близких мне людей… Можно сказать, что с Екатеринбургом у нас кровная связь».
«Есть такая фраза: «рисует, значит, любит». Я люблю этот город и много рисовал старый Екатеринбург, каждый дом тогда для меня был живым, одухотворенным. И я, безусловно, люблю этот город. Но в последнее время в этой любви появилась теневая сторона. Связана она с тем, что Екатеринбург растет и развивается не сам по себе, как это должно быть, а, вытесняя старый город, меняя его характер. Это печальное зрелище».
«Сейчас рисовать город не интересно. Искать старые дома бессмысленно – выкорчевали все. Борьба за сохранение города велась всегда, сколько я себя помню. Я подписывал несметное количество писем, и был автором самостоятельных писем с просьбой сохранить тот или иной дом, не сносить то или иное здание. Дом все равно сносили, но была хотя бы какая-то видимость борьбы. Сегодня все просто. Можно суетиться сколько угодно, но приезжает машина, дом сносят, жгут, ставят железный сарай и все. Словом, историческая часть города как-то мгновенно исчезла. А те здания, которые сохранились, обставлены цементом, стеклом, металлом, завешены рекламой. Они потеряли свой характер, и даже… свой смысл. Их превратили в нелепую деталь города, которая смотрится крайне неорганично, чуждо».
«Но я бы хотел, чтобы вы любили свой город. Это очень важное ощущение – любить город, в котором живешь. Всем сердцем, всеми нервами, всей душой. Надо стараться любить свой город так, чтобы почувствовать себя необходимым ему. Невероятное чувство быть нужным не только самому себе, но и тем людям, которые рядом с тобой, городу, с которым связана твоя судьба и судьба твоих близких».
«Через два дня и год (творческая встреча состоялась 1 августа 2017 года. – Ред.) мне исполнится 90 лет. Возможно, это уже старость».
«Как-то в моей мастерской сидела внучка, которая тогда была классе в пятом. Они как раз проходили «Кладовую солнца» Пришвина. Тут зашел мой приятель с вопросом, не сохранилось ли у меня письмо Пришвина? Я нашел это письмо, отдал ему. «Дед, ты что, знал Пришвина?», – спрашивает внучка. Отвечаю: «Я иллюстрировал его книгу, получил от него письмо, был однажды у него в гостях в Москве». «То есть ты знал его ЛИЧНО?». «Выходит, что так». Тут ее глаза сделались огромными, и она, помолчав, спросила: «Дед, а Пушкина ты тоже знал?»
В музее уральского художника Миши Брусиловского | Фотогалерея
«Одно из самых странных событий моей жизни – написание этой книги. Писатели, литераторы считают, что художник имеет право на некоторое присутствие ума, на некоторые чувства, но он ни в коем случае не должен говорить, а тем более писать. Чем больше мычит художник, выступая, тем он талантливее. Но я не зря родился в семье профессиональных литераторов».
«Мы с друзьями периодически собирались у меня в мастерской пить водку. Это нормальное занятие для художников, и вообще, для мужчин. Но мы пили водку как-то невероятно осмысленно. Обязательно рассказывали друг другу о событиях в своей жизни, произошедших за тот период, пока мы не виделись. И вот однажды Лёня Порохня сказал: «Вы такую жизнь прожили, напишите что-нибудь, это же интересно».
Потом он уехал в Москву, а в моей жизни произошла страшная утрата… Моя жена сохранила мои дневники, в том числе школьных лет, училищные. Чтобы как-то преодолеть тяжелое состояние, я стал потихоньку что-то записывать. И увлекся этим делом. Потом я по просьбе приятеля послал ему в Москву диск с текстом. Месяц он молчал. А потом я получил из одного столичного издательства, подписанный ими договор. Книжка была издана.
Второе, нынешнее, переиздание было вызвано печальными событиями. Ушли из жизни все мои близкие друзья: Андрей Антонов, Герман Метелёв, Лёша Казанцев, Миша Брусиловский… Мы все мечтали дожить до 2000 года. Вышло так, что я не только дожил, но и, вероятно, незаконно проник на чужую территорию и 17 лет у третьего тысячелетия отобрал. Плата за это – ощущение неуместности пребывания в этом времени, и попытка держаться тех правил, которые были выработаны в прежней жизни».
КСТАТИ
Известность Воловичу принесли иллюстрации к средневековой литературе: «Слово о полку Игореве», «Ричард III», «Роман о Тристане и Изольде» и другим произведениям. А его работы находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в Брно, музее современного искусства в Кельне, музее Гете в Веймаре, галереях Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска, Перми и многих других отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях.
«Было дело, я воровал. Первый раз это случилось, когда мой отчим получил, принес домой и отдал маме гонорар – пачку трехрублевых купюр. Когда они вышли из комнаты, я быстро схватил одну трехрублевку, сунул в карман. Потом мы с братом завернули ее в тряпочку, положили в спичечный коробок, коробок завернули в несколько слоев бумаги и спрятали на улице в канаве. Пропажа была обнаружена. Мы отпирались всеми силами. Тогда отчим сказал: «Вижу, что вы не просто преступники, а преступники закоренелые. Разговаривать с вами бессмысленно, поэтому мы передадим вас в третье отделение милиции». Его было прекрасно видно из окна нашей квартиры. В том числе мы видели, как каждый день в пять часов вечера приезжала машина, и оттуда выводили преступников – руки за голову. И вот днем перед прибытием этой машины отчим говорит: «Мать, накорми ребят, неизвестно, когда им теперь придется поесть». Мы отобедали с тяжелым сердцем. Отчим подошел к окну: «Пора, машина приехала». Мы – в рев и признались во всем. Конечно, были прощены.
Я думал, что это никогда не повторится. Повторилось во время войны, при трагических обстоятельствах. Мать болела сначала дистрофией, потом туберкулезом. Ее страшно знобило. И мы с моим отчимом – преподавателем и литературным критиком – вечерами ходили на железнодорожную станцию, где выгружали уголь. Он был укрыт брезентом и охранялся. Мы ждали, когда часовой отойдет, подползали к куче угля, нагребали его в сумки. Этим мы топили дом. А растопкой служили (сегодня это страшно произносить) уникальные издания с гениальными иллюстрациями из богатейшей библиотеки отчима.
В третий раз я решился на воровство также во время войны. Возвращаясь из школы, я взял из чужой поленницы березовое полено. Я принес его домой. Мама сразу все поняла. Помню, она – худая, бледная – из последних сил приподнялась на локтях и так на меня кричала! Задыхаясь от слез и несправедливости (я же хотел помочь!), я отнес это полено обратно. Больше я никогда не воровал. Честное слово».
О признании
«На выставках была такая форма обратной связи – «Книга отзывов». Там встречались подлинные жемчужины! Самая грандиозная запись была сделана в Челябинске, в зале Каслинского литья, где я показывал черно-белую графику. Один зритель написал: «Уважаемый Виталий Михайлович Волович, мне очень понравилась ваша графика. Но еще больше понравилось ваше Каслинское литье». Совершенно замечательную запись сделал один врач, которому Сережа Голынец попросил подарить мою книгу: «Очень понравились иллюстрации Воловича к книге «Роман о Тристане и Изольде». Особенно они мне понравились при вторичном осмотре».
Еще в одной Книге отзывов была запись: «С большим интересом посмотрел ваши работы. Мне кажется, мы могли бы любопытнейшим образом поговорить о них. Пожалуйста, не пренебрегайте такой возможностью. Врач-психиатр…». Имя, телефон и адрес прилагались. А самая последняя запись из тех, что я помню, была сделана два месяца назад в музее современного искусства: «Выставка отвратительная. Работы ужасные. Монстры кривляются, а все девушки голые. Варвара К., 8 лет».
Воловичу – 90! Правила жизни самого известного художника Екатеринбурга
«Самое высокое признание мы с Лёшей Казанцевым (мы дружили с 1941 года и до его ухода из жизни) получили, когда рисовали старые дома в Екатеринбурге на улице Добролюбова. Подошли три изрядно подвыпивших человека , качаясь, молча постояли и пошли дальше. Я говорю: «Лёшка, народ нас не признает». И тут они останавливаются. Один из них возвращается и кладет нам на палитры по вобле».
Помню еще самую трагическую реплику. Стою на скале на Чусовой в районе Кауровки, ветреный день, придерживаю этюдник, пишу, волосы развиваются. Я чувствую себя молодым и свободным (было это, может быть, лет семь-восемь назад). Внизу идут мужчина и девочка лет семи. Увидев меня, девочка громко закричала: «Деда, смотри, старик-то опять рисует!».
ДОСЬЕ
Виталий Волович родился 3 авугста 1928 года. Советский и российский художник, график. Является Почетным гражданином Екатеринбурга с 2007 года, член Союза художников СССР (1956), заслуженный художник РСФСР (1973), народный художник России (2016), лауреат премии имени Г.С. Мосина (1995), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999). Награжден Золотой медалью Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея» (2005), член-корреспондент Российской академии художеств (2007), Академик Российской академии художеств (2012).
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.