Примерное время чтения: 9 минут
1415

«Лучшее – враг хорошего!» Метаморфозы жизни Никиты Михалкова

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

Известный российский режиссер Никита Михалков в четверг, 13 апреля, представил екатеринбургскому зрителю на сцене Театра драмы спектакль «Метаморфозы». Сразу после премьеры глава Союза кинематографистов России ответил на вопросы журналистов, передает корреспондент «АиФ-Урал».

Что такое «Метаморфозы» Михалкова

Что такое «Метаморфозы» Никиты Михалкова на сцене театра? Это отдельные отрывки из произведений русских классиков Бунина и Чехова длительностью примерно по 20 минут каждая. Это открытая репетиция, где режиссер в перерывах между сценами рассказывает зрителю о театральном искусстве, об историях из своей профессиональной деятельности, о взаимодействии зрителя и актера.

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Это другой Михалков – не тот, которого мы привыкли видеть с экранов телевизоров в эфире программы «Бесогон» и рассуждающего о ситуации в стране. Это Михалков – киновед, театрал, режиссер, а на сцене ученики его академии – молодые актеры, рассказывающие сложные прозаические произведения русских классиков при помощи эмоций, движений, звуков и даже песен с танцами. И все это подается с киноэффектами.

Спектакль длится около трех часов. За это время зритель успевает посмеяться, поплакать, попереживать, порадоваться и даже подустать. В каждом движении актеров видна приложившаяся рука мастера. Кому-то это по нраву, кому-то хватает фильмов режиссера, но при выходе из бенуара вдруг слышится фраза дамы в вечернем платье: «Я даже прослезилась!»

А после этого Никита Сергеевич выходит в фойе театра… И начинает говорить…

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Действие I. «Метаморфозы» в Екатеринбурге

– Почему Екатеринбург? Мне поступило предложение. Я люблю этот город. У меня есть актеры из этого города, и для них это был праздник. Думаю, было бы несправедливо, если бы я не дал им такой возможности. И очень рад, что сегодня мы здесь, потому как качество зрителя и сцены определяется не аплодисментами, а тишиной в зале.

Важнее как смотрели, а не как потом принимают. Аплодисменты ведь могут быть из вежливости, а когда ты слушаешь зал и ощущение, что он пустой, потому что так тихо, – это дорогого стоит. Сегодня это было, и я очень этому рад.

Участие режиссера

– Спектакль может спокойно существовать без моих монологов. Я же не могу все время ездить с актерами. Тогда вместо пауз между сценками, на экране идут почерком кусочки из писем Бунина и Чехова, которые озвучиваются актерами, демонстрируются фотографии с музыкой. Это очень изящно. Они должны научиться существовать не только за моей спиной.

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Это кинотеатр

– Мы работаем по школе русского национального театра. Когда говорят, что это новое слово на сцене, мне странно это слышать. Мы ничего нового не делаем, а делаем только то, что считаем нужным – честно и по тексту. А если не по тексту, то с уважением к автору, зрителю и своей стране.

То, что видели, – это кинотеатр. Мы используем кинематографическую специфику восприятия на сцене. Это наш бренд, который мы будем развивать.

Действие II. Метаморфозы нашей жизни

– Главная метаморфоза в нашей жизни – это метаморфоза от 90-х к нулевым. Ее могло не быть, но ведь и нас тогда могло не быть в том состоянии и виде, в котором мы есть. Поэтому для меня самая главная метаморфоза нового времени – это то, что мы сумели, так сказать, вынуть голову из петли, которую на нас накинули. Не делайте лучше! Лучшее – враг хорошего!

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

«Нужен музей? Обязательно!»

– Мнение о вашем Ельцин Центре я не только не поменял, но и усугубил. Я понимал, что для чистоты жанра, нужно его посетить. Я там был, очень подробно и внимательно. И пришел к выводу, что это качественно, дорого, современно, очень хорошо… За одним исключением – это не полная правда. Это часть правды, но не хотят, чтобы она была полной.

Мультик, который там показывают, я даже не хочу оценивать. Ну, невозможно за 8 минут молодым людям, детям, которые и так ничего не знают, показать свою страну таким образом, будто ничего в этой стране не было, кроме Бориса Николаевича. Это вред ему и памяти о нем!

Нужен музей? Обязательно! Но нужно ли, чтобы это превращалось в такой пантеон? Сейчас там открывается торговый центр? Ну, продолжайте! А музей надо сделать в квартире Бориса Николаевича и так далее. Или сделайте музей, где будет правда. Но так как эту правду не все хотят видеть, а очень многие ее не знают, то продолжайте развивать торговлю. Хорошее дело!

«Ах, храм!»

– Не знал, что на меня сняли пародию в Екатеринбурге про Храм на пруду. Не знаю, о чем речь. Но вам решать! Если это красиво, то хорошо. Если это мешает людям и их не удовлетворяет, они должны выразить свою точку зрения. У меня нет такого: «Ах, храм!» Если это вписывается в лицо города и людям нравится и не мешает – дай Бог!

Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Действие III. «У меня есть работа, и я люблю Родину»

Досье
Никита Михалков – российский режиссер, председатель Союза кинематографистов России. Лауреат премии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем» и дважды номинант на эту премию за фильмы «Урга – территория любви» и «12». В 2016 году выступил с критикой екатеринбургского Ельцин Центра, поскольку считает, что в Музее первого президента Б.Н. Ельцина искажают историю.
– Мне бы хотелось, чтобы в кино появилась тенденция, когда люди хотят увидеть свою страну и себя не обязательно в заблеванном виде, в подвале с огрызком бутылки в голове. И такая тенденция есть! Я посмотрел картину «Время первых». Ее можно расценивать по-разному по художественным качествам, но это кино дает возможность ощутить: то место, где ты живешь, – это место, которое ты должен любить. Потому как есть за что любить.

Это глубочайшее заблуждение русской интеллигенции: если я интеллигент, то должен ненавидеть все вокруг тебя! Когда-то у Гумилева, Льва Николаевича, спросили: «Вы интеллигент?» Он ответил: «Нет! У меня есть работа, и я люблю Родину».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах