116

Сергей Безруков стал поэтом

В дни празднования 215-летия Александра Пушкина в Екатеринбург со спектаклем, посвящённым жизни и творчеству Поэта, приехал народный артист РФ Сергей Безруков. О том, как открыть для себя заново живого классика и зачем в спектакле использовать кино, актёр рассказал ведущей «Областного телевидения» Ксении Телешовой. Сегодня мы публикуем самые, на наш взгляд, интересные отрывки этого интервью.

Как «завоевать» Екатеринбург

– Сергей Витальевич, вы помните, как впервые оказались в Екатеринбурге?

– Я приехал к вам в 1993 году с Театром Табакова. Это были первые гастроли в моей жизни, я только-только перешёл на четвёртый курс Школы-студии МХАТ, но уже был задействован в спектаклях. Кажется, мы приехали на два месяца, и жил я в гостинице напротив вокзала. Так что Екатеринбург для меня – место родное и близкое, тем более что мой отец здесь когда-то начинал. Именно в Свердловске он впервые встретился с театром.

Я и сегодня часто бываю в уральской столице. Надо сказать, здесь очень театральный зритель, и его ещё нужно завоевать – у вас есть своя серьёзная театральная школа с замечательными драматургами и режиссёрами. Артистов из Москвы и других городов здесь оценивают с точки зрения того, насколько они отвечают высокому театральному вкусу.

– На этот раз вы приехали к нам с «Пушкиным». Причём ваш Пушкин – особенный, не хрестоматийный: он живой, он любит, он горит, он великолепно танцует. Как шла работа над созданием такого образа?

– Пьесу, которая легла в основу спектакля, написал мой отец. Писал он её, понятно, для меня, поскольку мои актёрские возможности чувствует как никто другой. Отец – мой первый и главный учитель (вторым я считаю Олега Табакова). Он изучил огромное количество материала, прочёл практически всех пушкиноведов. Материалом для пьесы стало огромное количество документальных свидетельств. Отец использовал всё, что давало возможность сделать Пушкина живым – в том числе язык, который сохранился в его переписке.

Понятно, что за 4,5 часа рассказать о жизни Александра Сергеевича невозможно – его нужно изучать, им нужно жить. Тем не менее в пьесе мастерски создана та самая жизнь, которая необходима, чтобы воспринимать его живым человеком, а не хрестоматийным поэтом, которого мы за годы обучения привыкли воспринимать даже не как Пушкина, а как определённые его произведения из школьной программы.

Став режиссёром этой версии, я создал киноспектакль: некоторые сцены мне захотелось снять на видео и таким образом получить сочетание кино и театра.

«Кино добавляет спектаклю реальности»

– Что дало такое сочетание?

– Мне очень важно было достичь той самой атмосферы, что даёт кино: это в первую очередь ощущение подлинности происходящего. Мы переносимся в те времена и как бы подглядываем за героями...

В театре всё равно есть некая условность – мы ощущаем, что сидим в зале и наблюдаем за происходящим на сцене. Кино же даёт ощущение времени. Взять, скажем, сцену с Геккереном и Дантесом, где потрясающе сыграл Витя Вержбицкий. Актёра нет живьём на сцене, но он есть на экране. Это абсолютно живое восприятие происходящего, когда маленький Пушкин стоит на огромной сцене, а большой Геккерен – на экране. Они встречаются глазами, и Геккерен в панике закрывает двери, испугавшись темперамента человека чести, человека великого достоинства.

Сергей Безруков: «После спектакля зрители идут и перечитывают Пушкина. Вот что для меня самое важное». Фото: Театр Сергея Безрукова

Благодаря сочетанию кино и театра у зрителя меняется восприятие, и даже 4,5 часа, которые длится спектакль, не кажутся такими долгими. Скажем, Пушкин выходит на авансцену с фонарём, потом выбегает в двери и тут же появляется на экране, а там – настоящая метель. Если это обыгрывать на сцене, мы сможем только представить, что «на дворе» зима. На экране мы видим зиму, видим пар, идущий изо рта, понимаем, что там действительно холодно, что всё это по-настоящему. Это ощущение реальности я хотел создать в спектакле. Мне кажется, у нас получилось.

– А какова главная цель, ради которой вы создавали «Пушкина»?

– Сделать так, чтобы мы по-новому воспринимали для себя Пушкина, чтобы мы читали его. А то, как я исполняю роль поэта, какой это спектакль, – дело десятое. Главное, что после него зрители берут в руки книги. Это проверено многократно – каждый зритель, от мала до велика, говорит, что ему хочется самому перечитать классика. Это – самое важное. Читайте Пушкина!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах