В Екатеринбурге 1 марта начинается Bach-Fest, который пройдет в стенах Свердловской государственной филармонии в восьмой раз. Организатор фестиваля – один из востребованных органистов России Тарас Багинец. Почему Бах до сих пор жив, а Сергей Шнуров никогда не выступит в академическом зале филармонии и где связь между футболом и музыкальным образованием – органист рассказал АиФ-Урал.
Бах жив!
Дмитрий Шевалдин, АиФ-Урал: Тарас, фестиваль Bach-Fest пройдет в этом году в восьмой раз. Почему Бах и почему именно март?
Тарас Багинец: Существует три подхода к проведению фестиваля. Первый – от фонаря, когда хочешь, тогда и делаешь – Бах прекрасен в любое время года. Второй – дата его смерти: в Лейпциге, где Бах прожил вторую половину жизни и умер, так и поступили. И третий подход, наш случай – когда мы ориентируемся на дату рождения композитора (21 марта). Фестиваль – это, в среднем, восемь программ в течение месяца. Все – разножанровые и разноплановые. Ключевыми событиями будут открытие и закрытие Bach-Fest. Приедет дирижер из Германии Ханс-Йорг Альбрехт. Прозвучит 3-я оркестровая сюита и 29-я кантата Баха и Деттингенский Te Deum Генделя.
С репертуаром у нас проблем нет. Во времена Баха не было интернета и телевизора. Чем люди занимались? Делом! Музыкант того времени отличался от музыканта нынешнего. Допустим я, по меркам Баха, музыкантом бы не считался. Потому что не пишу. А профессии исполнителя тогда не существовало. Ты мог играть чужую музыку для разнообразия, но музыкантом считался лишь тот, кто пишет свою музыку. Темой фестиваля в этом году станет «Бах и его современники». Поэтому и на закрытии, 31 марта, мы сыграем два произведения Генделя и три – Баха.
– Конечно, Бах жив. В этом его особенность. На мой взгляд, он является самым исполняемым композитором, и еще 300 лет будет играться его музыка. Человек слышит в нем мелодии, созвучные с его настроением, желаниями и мыслями. Музыка Баха универсальна: может звучать в любое время дня и ночи, в любое время года, на любом инструменте и в любых акустических условиях. В этом ее уникальность. Нужно обладать редким талантом, чтобы испортить баховскую музыку. Правда, у некоторых и это получается! Но Бах всегда останется Бахом.
Моцарт – гениальный композитор. Пианистам и скрипачам известно, что у него «хрустальная» фактура: любая неточность вылезает, как иголка, и портит остальное исполнение. Бах более демократичен, он прощает недочеты. И это одна из причин, которые вывели Баха в ТОП мировых композиторов.
Орган, рок и Сергей Шнуров
– Кроме фестиваля и концертов в нашей филармонии, вы много гастролируете. Где находится лучший в мире орган, на котором вам приходилось играть?
– На самом деле много где. В Нотр-Дам де Пари великолепный орган. Или орган Арпа Шнитгера в Гамбурге. Но все они в Европе. В России не так много органов (меньше 100), и, в основном, они находятся в филармониях.
– Почему так сложилось?
– Изначально орган в церкви появился в VII веке. На Руси после прихода христианства в церквях использовался орган. Например, на фресках в Софийском соборе в Киеве неслучайно изображен органист за органом. Когда же церковь разделилась на Западный - римский и восточный - византийский обряды, получилось так, что византийцы убрали из церкви все музыкальные инструменты. А в Западной они остались, в том числе орган. Вот и получилось – почти в каждой церкви Европы орган стоит, органостроение развивается. А на Руси – орган не прижился.
Во все века наличие органа – скорее исключение, чем правило. Стояли органы в домах у знати и в царских палатах, для увеселения. У Ивана Грозного, к примеру, был орган, и он выписывал из Польши органиста. Петр I заказывал себе орган. Известно, что у Шереметьева стоял орган. Играть местные музыканты не умели, органистов и мастеров выписывали из Европы. Расцвет органостроения в 18 веке – прошел без России. И сейчас в Европе сохранилось много исторических органов – настоящих шедевров. А все ныне существующие в России органы, в основном, построены во второй половине XX-начале XXI веков. Их место – в филармониях.
– Как же появилась у нас школа органистов?
– Все началось с появления первой консерватории в 1862 году в Санкт-Петербурге, а затем и второй – в 1865 году в Москве. Там появились органные классы. В Санкт-Петербурге одним из первых выпускников органного класса был Петр Ильич Чайковский. Он с большим удовольствием играл на органе в церкви на Невском проспекте.
А самый большой орган из работающих сегодня стоит в торговом центре Macy’s в Филадельфии.
– Необычное место.
– В начале XX века мир окутала гигантомания. Кто-то строил «Титаник», а сеть универмагов решила построить самый большой орган, потратив безумные деньги. Он вписывается в пространство и акустика хорошая. А, как известно, акустика зала – это половина успеха. Самый выдающийся орган не зазвучит без помощи акустики.
Орган можно сравнить с живым организмом. Чтобы он хорошо работал, нужен органный мастер. В нашей филармонии он есть. И в его обязанности входит настройка инструмента перед каждым концертом. Органист не должен испытывать неудобств. Не бывает, чтобы мастер сказал: «Тут что-то не работает, но вы играйте!». Работать должно все! В 2014 году орган Свердловской филармонии приобрел компьютерную начинку, при помощи которой стало проще управлять сменой звучания, нажав всего одну кнопку.
– Сегодня рок или поп-музыканты часто выступают с симфоническими оркестрами. Можно ли на органе сыграть рок? Видите ли вы Сергея Шнурова в стенах Свердловской филармонии?
– Что-то можно придумать. Но я с рок-группами не играл. И не вижу Сергея Шнурова в зале филармонии. Пусть поет там, где поет. У нас академический зал. Его прелесть в том, что все звуки рождаются в момент концерта без усиления, микрофонов, дополнительных записей и разных записывающих устройств. Это то, что звучит в реальности – то есть аналоговое звучание в цифровом мире.
Моя любимая команда – «Динамо-Киев»
Футбол и музыка едины
– Тарас, с чего начиналась ваша музыка – история вашей жизни?
– Золотое правило – найди себе занятие по душе, а если за это еще и будут платить – еще лучше. Учиться в музыкальной школе я захотел сам. Но остался там, благодаря родителям.
Любая тренировка и в музыке, и в спорте имеет смысл только тогда, когда человек выходит на предел возможностей и преодолевает его. Если ты каждый день будешь поднимать стограммовые гантели, ничего не изменится. Но если ты 10 раз поднял 100-килограммовую штангу, на следующий день тянешь 11, а потом 12 и так далее – это преодоления своих возможностей. У меня было также. Как любой ребенок я думал: «Да пошло оно все к черту! Вон ребята в футбол во дворе играют, а я тут вынужден гаммы гонять!». Задача педагога и родителей – не только исправить ошибки, но понять и дать преодолеть предел возможностей ребенка, чтобы раскрыть его кругозор.
– Вы интересуетесь спортом?
– Я люблю футбол. В юношестве играл. Сейчас нет, но конечно, могу посмотреть. Для хорошего качества игры нужны не только большие деньги (они необходимы, безусловно), но и хорошая команда. А где ее взять? Есть два выхода: либо вырастить, либо купить. Для того чтобы купить, нужно заплатить в несколько раз больше, чем дают в Европе. Иначе что они здесь забыли: ходить восемь месяцев в год в шапке-ушанке?!
А чтобы вырастить своих, нужны условия, футбольные поля, тренеры, система подготовки в целом. У нас эта система, как и в музыке, разнится с европейской. Мы, в первую очередь, спрашиваем с тренеров, те – с ребенка. И получается: в 8 лет на ребенка тренер орет: «Как ты пасуешь, куда ты прешь?» Естественно, запуганный ребенок потом лишний раз боится пас дать. В Европе до 14-15 лет дети бегают с мячом, тренер умиляется, дает советы, подсказывает.
В результате, после побед среди юниоров, став взрослыми, они проигрывают всем – тем, у кого заложена свобода обращения с мячом, фантазия...
В музыкальной школе также. Но если говорить о фортепианном образовании в России, база – хорошая. Ты будешь хорошо играть гаммы, хоть лопатой бей – это заложено навсегда. Но если педагог в ребенке упустил момент, когда должен расширяться кругозор, развиваться чувство прекрасного, тогда все упущено.
Почему Екатеринбург
– В Екатеринбург вы переехали из Харькова 15 лет назад. Почему ваш выбор пал именно на этот город и стал ли он для вас родным?
Пожалуй, если бы в первый раз Екатеринбург не произвел на меня хорошего впечатления, я бы сюда не переехал. Есть один признак, когда понимаешь, стало ли новое место домом или местом работы, – оно становится родным, когда ты начал в нем тратить деньги. Я сначала копил, но потом начал тратить.
Трудно органисту в России найти лучшее место, чем в Екатеринбурге. Здесь высокая культура и восприимчивая тонкая публика. Каждый раз, когда я сажусь за орган в академическом зале, я чувствую ее всеми рецепторами спины.