Что мы знаем о советском времени? То, что поведали нам бабушки: Сталин был хороший, Ленин был еще лучше, выпускали вкусное мороженое, продавали дешевый хлеб, а на сколько-то там копеек можно было несколько раз прокатиться в общественном транспорте. То, что рассказали школьные учебники: люди выступали на партийных съездах, работали в колхозах, общество двигалось по направлению к идеальному строю жизни.
А потом началась перестройка, которая разрушила все светлые планы. О том периоде уже не дознаешься правды ни у бабушек, ни у учебников. За короткий промежуток времени вся страна потеряла привычные ориентиры. Человек перестройки не знал, на что надеяться и положиться, как себя вести и к кому обращаться за помощью. К сожалению, машину времени еще не изобрели, и мы не можем узнать, что именно творилось внутри у россиян, но все равно есть шанс отправиться в небольшое путешествие во времени. Портал в прошлое откроется 9 сентября в самом центре Екатеринбурга.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет выставку «Переход» из собственного собрания. Экспозиция призвана зафиксировать переломный период в истории отечественного искусства и познакомить с творчеством мастеров времен перестройки.
Чем прославилась вторая половина 1980-х годов в политическом и социально-экономическом плане, известно всем, но что происходило в этот период в художественной жизни страны — знает далеко не каждый. В 1985–1991 годах стихийно образуются художественные объединения и группировки, проповедующие новые подходы в искусстве. В это время снижается контроль над сферой искусства и поддержка со стороны государства. Но стремление перевести культуру на самофинансирование обречено, так как она не в состоянии себя «прокормить». Социалистический реализм находится на грани исчезновения, ему на смену приходят ранее закрытые абстракционизм, неопримитивизм, соц-арт и поп-арт — отголоски запретного авангарда и плоды нового времени.
В музее отмечают, что главная задача сегодняшней выставки — продемонстрировать реакцию художников на происходящие изменения и то новое, что появилось в недрах официального и полуофициального искусства. Наряду с московскими, ленинградскими и республиканскими авторами будут продемонстрированы работы уральских — свердловских, нижнетагильских, челябинских и уфимских художников, смелых экспериментаторов и продолжателей традиций прошлого.
Проект «Переход» заставляет задуматься о времени и его влиянии на творца, о том, как выразились социально-политические катаклизмы в живописи и способна ли она отразить их в специфике своего языка и своих приемов.
— Мы предлагаем зрителю своеобразный эксперимент, — рассказывают в учреждении, — лабораторное исследование, которое не даст окончательных выводов и готовых ответов, а предоставит посетителю возможность самостоятельно поразмышлять на заданную тему.
Тема такова, что ее точно не удастся оставить в стенах музея: работы авторов представляют отнюдь не простую пищу для ума. Посетителям предлагают осмыслить не приятные взгляду произведения эпохи реализма с ее величественными пейзажами и знатными дамами, а разобраться в скрытом смысле, страхах и атмосфере, которая окружала автора и не позволяла рисовать натюрморты, когда за стенами дома творился хаос. Ломаные линии, кроваво-красные тона и искаженные фигуры — вот как видели художники период перестройки.