Масштабная реформа в сфере общественного транспорта Екатеринбурга предполагает обновление подвижного состава, решение кадровой проблемы, жёсткий контроль оплаты проезда и запредельные штрафы для безбилетников. В ЗакСО уже поступил законопроект об ужесточении наказания для «зайцев» в Свердловской области в 25 раз. Подробности – в материале ural.aif.ru.
Первая ласточка?
Модернизация трамвайного парка, срок службы которого составляет в Екатеринбурге не один десяток лет, уже началась. На днях чиновники совершили пробную поездку на трёхсекционном трамвае Усть-Катавского вагоностроительного завода, который прибыл в столицу Урала на обкатку. Чиновники изучили вместимость, маневренность и скорость транспортного средства. Но особенно им приглянулась усовершенствованная система приобретения билетов, когда на экран выводится информация о том, сколько пассажиров оплатили поездку, а сколько едут «зайцами».
Дело в том, что один из пунктов реформы – ужесточение контроля оплаты и увеличение штрафов за безбилетный проезд со 100 до 2,5 тысячи рублей. В апреле в ЗакСО обратились начальник службы движения Светлана Клюхина и начальник отдела контроля оплаты проезда ЕМУП Гортранс Наталья Забелина. По их словам, число «зайцев» в трамваях, автобусах и троллейбусах растёт, из-за чего предприятие теряет огромные суммы. При этом во всём виноваты низкие штрафы.
«Согласна, проблема есть, но, чтобы найти конкретные выходы из ситуации, нам необходимо детально изучить вопрос», – сказала председатель областного парламента Людмила Бабушкина.
На днях в ЗакСО поступил законопроект об увеличении штрафов для «зайцев» в 25 раз. При этом анонсируется, что ужесточение наказания затронет не только Екатеринбург, но и другие муниципалитеты Свердловской области. Речь идёт практически обо всех видах общественного транспорта: городских и пригородных автобусах, троллейбусах, трамваях и даже электричках. Если депутаты примут данный законопроект, то он вступит в силу через десять дней после его официального опубликования. Дата рассмотрения документа пока не назначена.
Кризис в отрасли
Напомним, что в марте этого года власти Екатеринбурга анонсировали глобальную реформу в сфере общественного транспорта. Она призвана ликвидировать кризис в отрасли, который начался в 2020 году. Якобы из-за пандемии коронавируса резко снизился пассажиропоток, а вместе с ним и прибыль предприятий. Перевозчики не смогли поддерживать достойный уровень зарплат, в результате чего произошёл отток кадров – кондукторов и водителей. Чтобы исправить ситуацию, власти планируют заключать с компаниями брутто-контракты.
«Главное отличие брутто-контрактов от старой, «рыночной» системы в том, что предприятия станут получать деньги не за каждого перевёзенного пассажира, а за качественное выполнение определённой работы, – пояснил вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Владимир Фёдоров. – За счёт этого значительно изменится взаимодействие муниципалитета и перевозчиков. Раньше компании имели возможность ездить по определённым маршрутам и забирать прибыль от продажи билетов себе. Из-за этого они находились в конкуренции друг с другом. Безопасность, соблюдение графика – всё это уходило на второй план. Отдалённые маршруты, не пользующиеся популярностью, обслуживались хуже, чем центральные».
В результате реформы транспортники станут получать средства за качественную работу, а выручка от продажи билетов пойдёт в бюджет города. При этом будет введён коэффициент качества: как соблюдается расписание, насколько автобус и экипаж соответствуют требованиям контракта. Планируется, что новая система позволит компаниям на 30% увеличить зарплату сотрудникам. Это решит проблему дефицита кадров. Власти уверяют, что повышения стоимости проезда не будет, пока не улучшится качество сервиса.
Тришкин кафтан
Стоит отметить, что последний раз стоимость проезда в столице Урала увеличивали в марте 2023 года, то есть год назад. Повышение было щадящим (всего на один рубль) и особого негатива со стороны пассажиров не вызвало. Перевозчики объяснили его экономической ситуацией: ростом стоимости ГСМ, ветхостью единиц транспорта, необходимостью повышать зарплату персоналу, большими долгами перед поставщиками ресурсов.
Проблема в том, что на экономику предприятия это повышение существенно не повлияло, она по-прежнему напоминает знаменитый тришкин кафтан (читайте басню Крылова). ЕМУП продолжает оставаться убыточным, испытывая массу проблем, главные из которых – дефицит кадров и амортизация транспорта. Так, средний возраст некоторых типов трамваев превышает 40 лет, они помнят ещё эпоху СССР. По человеческим меркам – глубокие старики…