Примерное время чтения: 6 минут
78

«Физики» и «лирики»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Урал 20/07/2011

«Брак по любви» между двумя крупнейшими вузами региона - УрГУ и УГТУ-УПИ - был заключен совсем недавно. Но «семья» уже сегодня уверенно идет в перспективное будущее. При этом главные ее «члены» - студенты. Об этом, в частности, мы беседуем с ректором Уральского федерального университета Виктором КОКШАРОВЫМ.

Крупный игрок

- Виктор Анатольевич, в чем главный смысл создания УрФУ?

- Мы объединяем ведущие научные школы двух университетов, которые в образовательной сфере и в любой области научной сферы могут объединять свои усилия, проводить междисциплинарные исследования. Создается мощный уникальный научно-образовательный комплекс, которому нет равных в Российской Федерации по количеству образовательных программ, по их направленности. Мы закрываем 80% всех образовательных программ в технической, естественно-научной и гуманитарной сферах, из тех, которые сегодня есть в стране. Это дает нам возможность выйти в лидеры российского образования и претендовать на достойное место на международном рынке образовательных услуг.

Кроме того, мы можем решать важные социально-экономические задачи для регионов - это проектирование и продвижение различных проектов, в том числе инновационных. У нас уже сейчас создано 39 малых инновационных предприятий, несколько центров коллективного пользования. Мы создаем на своей базе несколько инновационных производств, активно участвуем в проектах «Сколково». Словом, учитывая нашу мощь, наш огромный объединенный научный потенциал, мы можем выступать как крупный игрок. Мы можем решать те задачи, которые раньше были не по плечу отдельным вузам.

- А какова роль студентов в решении этих задач?

- Для кого же мы, в конце концов, работаем? Для студентов! Поэтому наша задача - вовлекать их в нашу университетскую работу с самого первого курса. В вузе наука идет рука об руку с образованием! Более того, образование во многом дается через приобщение к науке.

Мы постоянно пытаемся создать для ребят более комфортные условия. Сейчас вот строим бассейн, будем строить новое общежитие. Для ребят, которые демонстрируют успехи в учебе, вводим существенные льготы. У нас успевающие студенты имеют возможность пользоваться всевозможными мерами социальной поддержки.

Кем быть?

- Нынешний дефицит уральских выпускников чувствуете?

- Конечно, абитуриентов меньше, чем в прошлом году, но мы уверены, что государственное задание по бюджетному приему выполним. Мы очень активно поработали в Уральском федеральном округе и не только. Сейчас мы видим, что поток абитуриентов из других регионов возрос. Чем мы и закрываем ту брешь, которая образовалась в этом году в Свердловской области. Мы работаем также со странами ближнего зарубежья. Увеличиваем целевой прием.

- В нашем промышленном регионе среди выпускников школ «лирики» побеждают «физиков». Почему?

- Это и недальновидность, и уровень преподавания естественно-научных дисциплин в школах, и следование моде.

- По-моему, весьма отсталой.

- Вот именно! Работодателям нужны профессионалы по техническим специальностям: металлурги, машиностроители, энергетики и т. д. Они в нашем регионе востребованы очень! А больше школьников-выпускников, к сожалению, сдают ЕГЭ по обществознанию вместо физики. Тем самым они закрывают себе дорогу на технические специальности. И на карьеру. Чтобы сегодня пробиться, получив гуманитарный диплом, нужно сильно постараться. Юристы и экономисты, конечно, востребованы, но… эксклюзивные. Остальные же устраиваются не по специальности - вот что больше всего тревожит.

С другой стороны, многие работодатели сегодня говорят о том, что не у всех инженеров имеются коммуникационные навыки. Это требует от нас новых подходов к обучению.

Уверен, этот тренд, сложившийся в общественном мнении, что поступать лучше на гуманитарные специальности, нужно менять. Тут ведь вот в чем еще дело. На эти специальности мало бюджетных мест, и ребята вынуждены выбирать контрактную форму обучения. А это ложится бременем на родителей. А на технических специальностях бюджетные места остаются.

- В 17 лет не всегда можешь твердо ответить на вопрос: «Кем быть?». Как сделать так, чтобы у вчерашнего школьника появился «аппетит» к учебе?

- Мы стараемся помогать. Даем студентам возможность пересдачи, даже если у них не один, а несколько хвостов. Главное, чтобы студент сам чувствовал, что может и хочет учиться!

Что же касается «аппетита»… Мы же предоставляем студентам самые разные возможности, в том числе практик. Скажем, если ребенок впервые попадает в лабораторию, он выходит оттуда совсем другим человеком. У него раскрываются глаза, появляется осмысленность, осознание того, что он может здесь достичь весомых научных результатов. Кроме того, мы же стимулируем участие в научных кружках, в научных обществах, в работе конференций. Причем университет очень много делает для того, чтобы с этими возможностями прийти к детям как можно раньше. Мы сейчас совместно с Управлением образования Екатеринбурга реализуем совместный проект «Молодежный университет». У нас есть базовые школы, где целые классы тесно работают с университетом. Тем самым мы даем предпрофессиональную подготовку, чтобы ребенок, приходя в университет, все-таки понимал, куда он пришел, чем он будет заниматься.

Перед нами теперь стоит задача (и мы ее активно решаем) эти практики растиражировать на территорию Большого Урала.

ДОСЬЕ

Виктор Анатольевич Кокшаров родился в 1964 году в г. Каменске-Уральском Свердловской области. Окончил исторический факультет УрГУ. В 2004 году назначен на должность министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. С 2007 по 2009 занимал пост председателя Правительства Свердловской области. В 2010 году назначен ректором УрФУ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах