В этом уверен гость «АиФ-Урал» – профессор Уральского государственного педагогического университета, заведующий лаборатории педагогики православия УрО РАО, кандидат педагогических наук Станислав Погорелов.
«Подарок»
– Станислав Тимофеевич, с какими чувствами вступаете в новый учебный год?
– С одной стороны, всегда это праздник, ожидание новых встреч, событий. С другой стороны, конечно, присутствует тревога, поскольку у нас идет перманентный процесс реформирования. С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании», подаренный нам властью. Увы, в нём есть масса вещей, на которые ответить педагогу, не имеющему юридического образования, очень трудно. Между тем мы, педагоги, обязаны его исполнять, то есть понимать во всех деталях.
– Вас не огорчает, что закон принят, по сути, без участия педагогической общественности?
– Это у нас своего рода традиция – принимать решения раньше, чем они обсуждены обществом, приняты, проработаны. Поэтому получается, что решение принимается, а противоречия, возникающие при его исполнении, разрешаются всевозможными дополнениями.
Словом, хотят что-то новое, а получается по бессмертной фразе «как всегда». Скажем, непонятно, как будет автономность образовательных учреждений, их финансирование соотноситься с другими законодательствами. Не приведёт ли это к увеличению расходов родителей? Это первое, что тревожит общественность.
Впрочем, в новом законе есть радующее меня обстоятельство. Там нет понятия «образовательная услуга». Хочется верить, что это тенденция к пониманию того, что образование не рынок, не базар, его купить нельзя. Нельзя в устав любого образовательного учреждения ставить, пусть даже под видом эффективности, прибыль. Сколько бы ни было денег у родителей, им всё равно придётся вкладываться, работать со своим дитём. Так же как необходимо трудиться и педагогу, и самому ребёнку. А деньги могут только создать условия для этого. Они образования не дают. Так же как нельзя купить любовь или здоровье.
Быть самим собой
– Честно говоря, создается впечатление, что наше образование – как стойкий оловянный солдатик перед лицом многочисленных реформ.
– Образование – это огромная машина, обладающая своей культурной инерцией. Даже благие намерения не могут быть выполнены быстро. Это же не завод, в котором переналадил технологию, и он будет другую продукцию выпускать. С конверсией-то сколько нахлебались, некоторые производства что бы ни делали, всё равно автомат Калашникова получается.
Так и тут. Что ни делай, российское образование будет воспроизводить ментальные вещи, характерные исключительно для нашей цивилизации. И никакими постановлениями, указами эту сердцевину изменить, сломать нельзя. Она архетипична. Культура ведь в особенностях мышления.
– Тем не менее попытки «привить» заимствования предпринимаются. Взять то же пресловутое ЕГЭ.
- Оно и ставит в тупик людей, мыслящих полифонически, не одну книжку в жизни прочитавших. И над попытками объяснить это объективностью получаемой информации о качестве образования сегодня можно только смеяться. А что остаётся, если из уст президента звучит: более 70% повышенных результатов ЕГЭ – фиктивны? Что ж мы сами себя обманываем? И самое печальное, что мы создаем такие условия, при которых и в городской престижной школе, и школе какого-нибудь аула дети, учителя участвуют в обмане. Все в нём участвуют, вплоть до губернаторов, поскольку оценка их деятельности идёт в том числе по результатам ЕГЭ. Это безумие! Такая формалистика была предсказуема. Так стоит ли ради объективности такого толка затевать процедуры, которых население не понимает?
Мы находимся в плену иллюзии: надо быть обязательно на кого-то похожим. Быть самим собой почему-то стало плохо. Надо наконец осознать своё достоинство. Не самомнение должно быть, а строгая уверенность в своей правоте. А она появляется, когда я честно делаю свое дело, сердце в него вкладываю. На этом всё строится, к этому призвано образование. Когда хребта нет, получается нигде не укоренённое перекати-поле.
Главный капитал
Досье | |
---|---|
Станислав Тимофеевич Погорелов родился 22 июня 1943 года в с. Большая Лысьва Пермской области. Окончил отделение народных инструментов Уральской государственной консерватории. Работал директором музыкально-педагогического училища. С 1986 года - в УрГПУ. Основал кафедру эстетического воспитания. |
– Станислав Тимофеевич, вам не кажется, что сегодня всё чаще уравниваются понятия образования и компетенции?
– К сожалению. Компетенции – это возможность быть конкурентоспособным в рыночной среде, они сочетают знания, умения и некоторую социальную адаптивность. Рынок ведь не востребует полноты человеческих способностей, ему нужен работник – как можно более дешёвый и как можно менее требовательный.
Конкуренция на рынке равнодушна к задачам общеобразовательной школы, в основе которых развитие личности во всей полноте человеческих способностей. Если сделаем ставку на компетенции и сведём всё к ЕГЭ, зачем тогда музыка, изобразительное искусство? Даже знание художественной литературы не нужно.
Но это было бы очень близоруко, на мой взгляд. В перспективе в конкурентной гонке цивилизаций и стран выигрывают те, у кого дети способнее, люди одарённее. Но человеческий капитал еще понять надо, надо научиться уважать человека. И многие страны уже это понимают и борются за одарённость детей. Не (обращаю внимание!) за селекцию: эти одарённые, и мы для них создаём условия, а эти нет – для них что поплоше. Борьба за одарённость исходит из педагогической установки: каждый ребёнок имеет свой дар, и чтобы он раскрылся, к нему нужен особый подход.
Способности ребёнка во многом зависят от таланта педагога. Потенциала ребёнка вообще никто не знает. Он неисчерпаем!
– Мы сейчас как раз и занимаемся селекцией.
– Другие страны тоже через это проходили. Япония, например, тоже начинала с того, что выделяла талантливых, одарённых детей и училась с ними работать. Но, научившись, она начала выращивать таланты целенаправленно. Качество подготовки рабочих там высочайшее. В этой стране нет вторичных предметов: восемь уроков изобразительного искусства в неделю и ежедневные музыкальные занятия. Поэтому японский рабочий из любой производственной задачи найдёт самый гармоничный выход. Нам же, разрушившим старую систему образования, еще предстоит заново понять, как творческие способности детей развивать.