В анекдоте первоклассник Вовочка, вернувшись 1 сентября из школы, заявляет родителям: «Предупреждать надо, что эта волынка на 11 лет!» О чëм, действительно, стоит «предупредить» будущих первоклассников, как подготовить их к школе? Об этом мы беседуем с психологом Ольгой Сельковой.
Свод школьных правил
Рада Боженко, «АиФ-Урал»:- Ольга, что должен уметь ребёнок, который отправляется в первый класс?
Ольга Селькова: - Помимо каких-то элементарных учебных навыков (знания букв, чтения по слогам и так далее), он должен уметь себя самоорганизовать – это очень важная история, ведь в школе рядом не будет мамы. Первоклассник должен уметь самостоятельно собрать учебники, взять с собой всё необходимое, ничего не потерять, уметь вовремя прийти в класс, переключиться от перемены к уроку. Для него не должно быть проблемой сконцентрировать внимание на каком-то задании, увлечённо его выполнять.
Задача родителей – всему этому ребёнка научить, тем более что время ещё есть, до начала учебного года почти месяц. Можно, например, поиграть «в школу». У детей есть определённые ожидания, связанные со школой, и зачастую они думают, что будут там так же играть, как в садике. Поэтому важно объяснить ребëнку, что школа – это нечто другое, это следующая ступенька его развития, его самостоятельности, там он будет сам за себя отвечать, сам за собой следить, сам завязывать шнурки, организовывать рабочее место так, чтобы с парты ничего не падало, и так далее. Иными словами, у него появится своя зона ответственности. И к этому тоже сейчас самое время ребёнка подготовить. К примеру, если он порисовал за столом, пусть всё приберёт за собой, аккуратно сложит. Или пусть приготовит с вечера одежду на завтра, проверит, чистые ли у него сандалики, в которых он пойдёт гулять… Эти навыки помогут ему почувствовать себя более взрослым и самостоятельным.
- Понятно, что в школе ребёнку придётся столкнуться с рядом требований, с необходимостью соблюдать дисциплину. Как ему объяснить, что учитель – это не мама и что договориться о компромиссном варианте или о снисхождении вряд ли получится?
- Задача учителя сделать так, чтобы ученику в школе было интересно. Но родителям, да, стоит объяснить ребёнку, что он, например, не может во время урока просто так встать и уйти. Сделать это можно на наглядных примерах. Допустим, едут родители с ребёнком на машине, можно сказать: «Видишь, я же не могу сейчас остановиться, оставить машину и уйти, потому что она будет мешать другим участникам движения». Или: «Мы не можем сейчас поехать, потому что горит красный сигнал светофора». То есть существуют правила, которые помогают нам всем уживаться друг с другом, когда нас много. Вообще говоря, если родители следуют правилам, которые есть в обществе, ребёнок легко усвоит новую систему требований. Но если для ребёнка постоянно делаются какие-то исключения, он будет их ждать и от учителя в том числе.
Очень важно объяснить, что между уроками будет перемена и, если, например, он возьмёт в школу какую-то игрушку, которая будет его поддерживать в новой обстановке, на перемене можно будет с ней поиграть. Но только на перемене, на уроке этого делать нельзя. А если достать игрушку на уроке, учитель может её забрать, хотя, конечно, потом обязательно отдаст. Стоит объяснить, что учитель забирает игрушки (как и любые другие посторонние вещи) именно потому, что на уроке их доставать нельзя – они отвлекают от занятий.
Кроме того, важно проговорить с ребёнком, когда он может задавать вопросы, хотя и сам педагог тоже будет этому учить. Первый класс - это ведь не только какие-то знания, это и формирование культуры поведения в школе, встраивание в свод школьных правил.
И ещë один очень важный момент: родители ни при каких обстоятельствах не должны ругать учителя в присутствии ребёнка, подрывая авторитет педагога. Поверьте, всё услышанное ребёнок будет транслировать в школе, в том числе самому учителю. В то же время очень важно объяснить ребёнку, что он может всё рассказывать родителям и они всегда будут на его стороне. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок чувствовал, что родители поддержат и защитят его в любой чрезвычайной ситуации, в которой он может оказаться.
«Не хочу в школу!»
- Часто дети бывают не готовы к тому, что не все сверстники готовы с ними дружить, играть. Как подготовить к этому?
- В детском саду тоже возникают такие ситуации. Можно показать на примере игрушек: ты же не со всеми своими игрушками играешь сразу – сегодня с куклой Машей, завтра с медвежонком, но ведь это не значит, что какие-то игрушки тебе не нравятся. А те, с которыми ты не играешь, на тебя не обижаются. Точно так же и в классе. Если кто-то из ребят сегодня не хочет с тобой играть, это никак к тебе лично не относится, ты хороший, замечательный. Может быть, просто у одноклассника нет сегодня настроения играть или ему хочется пообщаться с кем-то другим.
- Что делать, если без пяти минут первоклассник говорит: «Не хочу в школу»?
- Нужно постараться выяснить: почему? У этого наверняка есть причина. Причём если для родителей она может показаться не серьёзной, то для ребёнка это совершенно не так. Часто за нежеланием идти в школу скрываются какие-то опасения, тревога. Здесь можно напомнить: ты и в садик не хотел идти (в кружок не хотел ходить, к бабушке не хотел ехать и т. д.), а потом тебе понравилось. Можно также договориться, что первый учебный месяц ребёнок будет исследовать школу, попробует поискать там что-то хорошее («как ты можешь не хотеть идти туда, о чём ничего не знаешь?»). И стоит рассказать о том, что будет в школе, исходя из интересов ребёнка. К примеру: там ты узнаешь много нового о животных. Или: там ты сможешь научиться читать. Или: там ты наверняка найдешь новых друзей по играм. В любом случае, проговорить эту тему нужно.
Иногда заявления «не хочу идти в школу» - это способ привлечь внимание родителей (они же будут уговаривать), способ получить порцию внимания, которую по каким-то причинам родитель добровольно ребёнку не даёт. Соответственно, ребёнок может этим чуть-чуть манипулировать. Поэтому важно сразу обратить внимание на «не хочу» и обсудить: почему, что тебе в школе может не понравиться, что ты сам можешь сделать, чтобы тебе там было хорошо. Это будет и уделение внимания ребёнку, и эмоциональное сопереживание его внутренним страхам, и разработка сценария поведения в сложной ситуации.
Кроме того, этим разговором родитель создаст модель, которой ребёнок потом будет пользоваться, обсуждая что-то сам с собой. Иными словами, если ребёнок в какой-то момент столкнётся с чем-то, что ему не понравится, или ему что-то не захочется делать, он будет в голове воспроизводить этот диалог. До начала учёбы почти целый месяц, как раз можно начать эти разговоры.
Линия времени
- Стоит ли, отправляясь в магазины за всем необходимым к школе, брать с собой «виновника торжества»? Ведь его хотелки не всегда соответствуют возможностям семейного бюджета.
- Работая с подростками, я вижу, что многие из них не понимают, как устроен этот мир. Потому что родители, в целях экономии времени, не берут их на почту, в банк, в МФЦ, в пункты оплаты услуг ЖКХ, в магазины и так далее. Ребёнок оказывается исключён из бытовой истории, но ему, если мы говорим о школьниках, важно понимать, сколько стоят канцелярские принадлежности. Кроме того, если у него будет возможность выбрать тетради, ручки, пенал – всё, что нужно для учёбы, ему будет приятнее ходить в школу. Участие в этом процессе – переходный период, который тоже готовит к школе. Кроме того, этот процесс будет учить ребёнка куда-то собираться. Но здесь очень важно, чтобы родители проговаривали: «Давай подумаем, что тебе нужно ещё купить. Ручку? А если она сломается? Думаю, нужно купить не одну». Таким образом родители закладывают базу критического мышления, определённый навык управления рисками, предугадывания ситуаций, умения прогнозировать. В любой бытовой деятельности это можно у ребёнка развивать, чтобы потом не удивляться: «Почему он ничего не может?» Да потому что его никто этому не учил.
- Напомню анекдот. Вовочка возвращается 1 сентября из школы и, бросив портфель, гневно заявляет родителям: «Предупреждать надо было, что эта волынка на 11 лет!» Так надо ли предупреждать?
- Дети в таком возрасте не понимают до конца линию времени. Они точно не мыслят одиннадцатью годами. Даже до четырёх лет начальной школы они «не дотянутся», потому что мыслят ближайшим будущим. Например, до каникул. Вот «до каникул» можно обсуждать. Что тебе предстоит в первой четверти? Познакомиться с учителем, с ребятами, с распорядком дня и так далее. И можно чуть-чуть поговорить о каникулах, сколько их будет, чем ребёнок будет заниматься. Рассказать, что самые длинные каникулы летом. В садик ты в это время ходил, а в школу ходить не будешь. «Что, правда?» Да, потому что ты теперь школьник, потому что ты большой.