«Телескоп» в помощь
В минувшем году в Свердловской области туберкулёз был поставлен 222 детям. Уральские медики отмечают, что в последнее время этот диагноз ребятишкам ставится всё чаще.
– Это не рост заболеваемости! Идёт рост числа выявленных детей с туберкулёзом, – говорит профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии Уральской государственной медицинской академии Юрий Чугаев. – В диагностике у детей появились новые методы. Они позволяют увидеть то, что мы раньше не видели. Примитивный пример. Если вы будете смотреть на луну невооружённым глазом, вы увидите одно. С хорошим полевым биноклем – нечто иное, а в профессиональный телескоп – принципиально другую картину.
По словам Чугаева, «телескопом» во фтизиапедиатрии стал «Диаскинтест», который предполагает обследование всех «положительных» детей с помощью компьютерного томографа. Предполагается, что теперь ни один из «подозрительных» ребятишек из поля зрения врачей не выпадет. В том числе и тех, кто живёт в населённых пунктах, удалённых от Екатеринбурга. Сегодня компьютерными томографами оснащены все 22 межмуниципальных медицинских центра, то есть для углублённого обследования не обязательно ехать в столицу Среднего Урала.
– Новые методы диагностики позволяют не только больше выявлять больных детей, но и не лечить тех, кому лечение не показано, – говорит главный врач Свердловского областного противотуберкулёзного диспансера Андрей Цветков. – Не секрет, что туберкулинодиагностика даёт до 20% ложноположительной реакции. Благодаря «Диаскинтесту» и компьютерной томографии появилась возможность не нагружать без необходимости детский организм препаратами.
Реанимация
В регионе созданы все условия для лечения детей с туберкулёзом. Сегодня, по словам Андрея Цветкова, эффективно лечатся даже те дети, которые в прежние времена считались безнадёжными. Но существует серьёзная проблема.
– В своё время в области позакрывали все детские туберкулёзные санатории. У нас значительное количество маленьких пациентов с посттуберкулёзными остаточными изменениями, эти дети нуждаются в оздоровлении в условиях санаториев, в особом питании, режиме, в контролируемом лечении, – говорит Юрий Чугаев. – До начала 90-х годов в одном только санатории Екатеринбурга мы ежегодно пролечивали до двух тысяч детей в год. Сегодня в регионе нет ни одного санатория. Крайне необходима их реанимация!
Из цепочки помощи детям, находящихся в поле зрения фтизиатров, выпало очень важное звено. Без которого не улучшить ситуацию с туберкулёзом. И уповать на то, что все ребятишки после выписки из стационара будут обеспечены всем необходимым, наивно.
– Нередко мы видим родителей больных детей лишь дважды. Когда они привозят детей в стационар и через год, когда мы выписываем ребёнка, – говорит Андрей Цветков. – Нам с помощью благотворителей приходится обувать, одевать ребятишек. К счастью, не все пациенты из таких семей, но процентов 25 – точно.
Комментарий
Юрий Чугаев, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии УГМА, доктор медицинских наук:
– Туберкулёз никогда не проходит бесследно. Биологического излечения просто не бывает в природе. В организме остаются посттуберкулёзные структуры. Их не видно и не слышно, но в них сохраняются микробактерии – возбудители туберкулёза. В 70% случаев взрослый туберкулёз – это обострение того, что было «заработано» в детстве. Чем больше мы выявляем и лечим детей, тем меньше мы получим впоследствии больных туберкулёзом подростков и взрослых.
А вообще профилактика туберкулёза – это вопрос качества жизни. Это достойные жилищные условия, полноценное питание, здоровый образ жизни. Это вопрос культуры, если хотите.
У нас же население слишком много употребляет алкоголя и курит. Каждый третий школьник впервые берёт сигарету в первые 10 лет жизни. О чём говорить?