Примерное время чтения: 9 минут
224

Рита ищет мамонтёнка. Уральские врачи лечат детей VR-играми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. «АиФ-Урал» 22/05/2024
Врач-невролог ОДКБ № 1 Оксана Корякина рассказывает о том, как игры виртуальной реальности помогли Рите обрести более уверенную походку.
Врач-невролог ОДКБ № 1 Оксана Корякина рассказывает о том, как игры виртуальной реальности помогли Рите обрести более уверенную походку. / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Медики из Екатеринбурга разработали уникальный способ реабилитации детей, перенёсших онкологические заболевания. Они выяснили, что VR-игры (игры искусственной реальности) значительно улучшают самочувствие маленьких пациентов. Врачи Пансионата долечивания Центра детской онкологии и гематологии Областной детской клинической больницы – единственные в России, кто применяет подобную методику, а между тем она даёт ощутимые результаты. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

Мальчик был в депрессии

Пансионат долечивания Центра детской онкологии и гематологии Областной детской клинической больницы стал совсем обжитым. На входе лежат яркие брошюры: как сделать для ребёнка театр теней, как придумать ему колыбельную. На столике возле гардероба — нарядный бумажный пакет с тряпичными куклами, подарок школьников из Екатеринбурга.

В пансионате детям не только проводят все необходимые процедуры, но и, помимо всего прочего, врачи заботятся об их эмоциональном состоянии. И именно здесь родилась идея проводить реабилитацию маленьких пациентов с помощью игр виртуальной реальности. Такой практики пока нет не только в России, но и во всём мире.

Следуя инструкциям в виртуальным играм, ребёнок не только расслабляется, но и двигается, а это очень важно для укрепления нижних конечностей.
Следуя инструкциям в виртуальных играх, ребёнок не только отвлекается от больничной атмосферы, но и двигается, что очень важно для укрепления нижних конечностей. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Идея подключить к процессу реабилитации VR-игры появилась у нас во время работы с мальчиком, у которого был острый лимфобластный лейкоз, — рассказывает доцент кафедры неврологии и нейрохирургии Уральского государственного медицинского университета, врач-невролог ОДКБ № 1 Оксана Корякина. — Малыш долго лечился в стационаре в условиях реанимационного отделения, и это, конечно, на нём сказалось — он пребывал в депрессивном состоянии и даже начал отказываться от еды. Врачи поставили ему гастростому (трубку искусственного питания). А из-за того, что пациент часто находился в одном положении, возникли и двигательные нарушения. Мы думали, как улучшить его эмоциональное состояние, и в итоге принесли ему шлем виртуальной реальности и поиграли с ребёнком. Через некоторое время мальчик начал улыбаться, а затем стал ходить и есть самостоятельно: у него проснулся интерес к жизни, это было видно по глазам и по его реакциям. В конце концов, ему убрали гастростому, его вскоре выписали домой — всего через две недели после того, как мы добавили игры».

По словам Корякиной, после этого случая она с коллегами всерьёз задумалась о том, каким образом можно использовать виртуальные игры на благо маленьких пациентов. И следующим этапом стала разработка таких способов реабилитации, а затем уже создание специализированного виртуального приложения с играми для детей. Доцент заметила: когда она принялась изучать литературу по этой теме, исследований было катастрофически мало, даже среди англоязычных источников.

Дышать, как ветер

«Так как изначально не было VR-игр, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы решили разработать их самостоятельно, — поясняет руководитель проекта по реабилитации онкобольных детей, врач невролог-реабилитолог Екатерина Москвина. — Мы подали заявку на Всероссийский конкурс «Молодёжь России» и получили грант, а также поддержку Уральского государственного медицинского университета на реализацию этого проекта: разработки велись на базе научной лаборатории вуза. Суть нашей идеи заключается в том, чтобы погрузить ребёнка в безопасный волшебный мир, где он сможет научиться методике правильного дыхания для снятия тревожности. Такое состояние может возникнуть у пациентов в условиях социальной изоляции, которая в той или иной мере присутствует в лечебных учреждениях».

Екатерина Москвина рассказывает о виртуальной игре, в которой ребёнка учат правильному дыханию.
Екатерина Москвина рассказывает о виртуальной игре, в которой ребёнка учат правильному дыханию. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Так и появилось приложение с игрой «Дыхание ветра». Кроме того, что ребёнок учится правильно дышать, в игре присутствует комплекс реабилитационных упражнений, которые нужны для увеличения силы нижних конечностей: слабость в стопах — частая проблема детей, находящихся на долечивании в пансионате. По словам Москвиной, в данный момент игра находится на этапе исследования. «Мы не хотим останавливаться только на этом приложении и собираем обратную связь, чтобы создать новый софт. У нас есть идеи и талантливые разработчики», — заключила она.

Помимо дыхательной практики, в пансионате используют и другие игры — в терапевтических целях. «Мы анализировали рынок VR-игр, в котором существует 800 вариантов, — рассказывает Оксана Корякина. — Из всего этого многообразия только четыре из них можно дать детям, которые проходят реабилитацию. Чтобы подобрать подходящие версии, наши психологи опирались на потребности детей, особенности их развития в соответствии с возрастом. Специалисы также учли сюжет — ребёнок совершает знакомые действия, но при этом развлекается: например, готовит блюда по рецептам, забрасывает баскетбольный мяч в корзину».

Так выглядит один из персонажей игры «Дыхание ветра».
Так выглядит один из персонажей игры «Дыхание ветра». Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Я в снежных горах»

В кабинете, где проходит такая игра, — врач и ребёнок. На стене — большой экран, где медик видит то же, что и его пациент. Девятилетняя Рита уже знакома с этой приятной «процедурой». Она знает, что перед тем, как ей на голову наденут шлем, его обработают специальным раствором. Пояс на ней закрепляют для безопасности, чтобы врач могла контролировать её движения. А с помощью контроллеров девочка сможет много чего делать, например, готовить блюда, гладить котёнка, играть в мяч.

«Мне нравится искать украденных животных, — рассказывает Рита. — Я в снежных горах. Мне надо растопить лёд, чтобы найти их всех и, например, разморозить мамонтёнка, а ещё собрать монеты. У меня легко всё получается».

Больше всего Рите нравится искать украденных животных и размораживать лёд.
Больше всего Рите нравится искать украденных животных и размораживать лёд. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

По словам врачей, у Риты были двигательно-неврологические нарушения, которые в конечном счëте привели к деформации походки. С Ритой занимаются два реабилитолога, и сейчас заметны улучшения.

«У меня не было сомнений, что моя дочь пойдёт на поправку! — говорит мама Риты Татьяна Верезомская. — Даже когда нам озвучили диагноз, я знала, что мы справимся! Лечение было длительным – два года. Когда Оксана Валерьевна предложила нам участвовать в проекте по реабилитации с помощью виртуальной реальности, я согласилась: любые средства хороши. И сразу после нескольких занятий мы увидели результат: Рита стала увереннее в себе, и теперь она лучше ходит. А ещё здесь, в пансионате, душевная атмосфера, и когда к нам приежают волонтёры — устроить конкурс рисунка, провести праздник, то я вижу, как ребёнок радуется».

Мама Риты, Татьяна Верезомская наблюдает, как её дочь играет в виртуальную игру.
Мама Риты Татьяна Верезомская наблюдает, как её дочь играет в виртуальную игру. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах