Реформа местного самоуправления (МСУ), закон о которой Владимир Путин подписал 27 мая, вызывает много вопросов и опасений: что она будет значить для судьбы крупных муниципалитетов? По словам экспертов, новый закон – сложный и непростой, но понять и оценить его возможно уже сегодня. На вопросы журналистов в пятницу, 30 мая, отвечали директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин и доцент кафедры социального права, государственной и муниципальной службы УРГЮА Виктор Миронов.
Субъектам лучше знать
Обсуждаемый закон предусматривает дальнейшее совершенствование организации местного самоуправления. Сегодня на территории Российской Федерации действуют пять видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория городов федерального значения. И все они, по мнению Виктора Миронова, наделены чрезмерным количеством вопросов местного значения. «Когда проходил съезд муниципальных образований, многие представители высказали тревогу, что не справляются с имеющимся объемом, – рассказывает Виктор Пантелеймонович. – И президент РФ дал поручения упорядочить этот вопрос».
Новый закон добавляет к имеющимся пяти муниципальным образованиям еще два. Первый – это внутригородской район, который образуется на территории городского округа с внутренним делением и наделяется статусом муниципального образования. Здесь формируется свои органы МСУ, за которыми закрепляются конкретные вопросы местного значения. Второй вид – это городской округ с внутригородским делением на районы, наделенные статусом муниципальных образований. Здесь также формируются органы местного самоуправления: представительный орган, состоящий из депутатов, глава ГО, администрация и иные органы МСУ.
Новый закон существенно расширяет полномочия субъектов РФ, что разумно: кому, как не субъекту, лучше знать, как организовать местное самоуправление – с учетом исторических, национальных, культурных и иных местных традиций. «Критерии деления на районы устанавливаются субъектом, – рассказывает Виктор Миронов. – Необходимо определить порядок и сроки формирования органов местного самоуправления тех муниципальных образований, которые будут наделены новым статусом, а также определить имущество и источники финансов, посредством которых будут формироваться их бюджеты. То есть у внутригородских районов будут формироваться собственные бюджеты, с собственными доходными источниками. На территории города будет не один бюджет, а бюджет города плюс бюджеты муниципальных образований, сформированных на их базе».
Не обязанность, а право
Право введения двух новых типов муниципального образования – не обязанность, а право субъекта. Если раньше закон четко предписывал каждому типу МО свои полномочия, то сегодня для них определен минимальный перечень из 13 полномочий, а все остальное – по желанию субъекта. «Такой принцип сделан для того, чтобы обеспечить источниками дохода каждый уровень муниципального образования в соответствии с их полномочиями, – отмечает Николай Воронин. – Поэтому и перечень их полномочий будет различным».
Все вопросы, связанные с реализацией реформы в регионе, предстоит решить депутатам Законодательного собрания Свердловской области. В течение шести месяцев законодатели должны принять всю базу, которая позволила бы создавать новые муниципальные образования. «В случае, если городской округ наделяется статусом городского округа с внутригородским делением, новые органы власти должны быть сформированы в течение 6 месяцев после вступления в силу закона, – расшифровывает непростой законопроект Николай Воронин. – Ранее избранные действующие власти сохраняют свои полномочия до формирования представительных и исполнительных органов вновь образованного МО, но не дольше чем в течение 6 месяцев».