Похоже, что многострадальная эпопея со станцией метро «Чкаловская» в Екатеринбурге подходит к концу. Сроки ее сдачи переносились уже неоднократно, но все хорошо, что хорошо кончается. О перспективах развития свердловской подземки и общественного транспорта Екатеринбурга корреспонденту «АиФ-Урал» рассказал председатель комитета по транспорту мэрии города Алексей Курлыков.
Поставщики подвели
– Алексей Вячеславович, наших читателей очень волнует вопрос: когда наконец будет сдана станция метро «Чкаловская»?
– У нас была очень серьезная проблема с заводом в Санкт-Петербурге, который выпускает эскалаторы. Увы, это единственное предприятие в России, производящее подобное оборудование. Эскалаторы должны были поступить еще в марте прошлого года, но поставлять их начали только в декабре. Сейчас все договоренности достигнуты, разработан новый график поставки. Из четырех зон эскалаторов три – уже в столице Урала. Четвертая – либо стоит на сборке, либо готова к отправке в Екатеринбург. Но чтобы опустить поступившие эскалаторы под землю, станцию необходимо вскрыть, аннулировать гидроизоляцию, проделать большое количество работы. Все это потребует времени. Кроме того, строители еще не закончили пешеходный переход под улицей 8 Марта, там тоже нужно будет перекрывать улицу, вскрывать грунт. Ориентировочно станция «Чкаловская» начнет свою работу после майских праздников.
– То есть до мартовских выборов президента России строители не успевают?
– Теоретически все работы можно было бы начать прямо сейчас. Но – только теоретически. Погодные условия в феврале не позволяют в полной мере решить вопросы благоустройства, поэтому было принято решение вскрывать станцию по весне, конкретно – на майские праздники. Для этого нужно будет переносить трамвайную линию на улице 8 Марта в сторону – это и существенные затраты, и закрытие движения трамваев (что приведет к проблемам с передвижением по городу). На майские праздники – за 10–12 дней – все строительные работы можно будет провести в комплексе: снять и вновь положить асфальт, установить поребрики и т.д.
Область нам поможет?
– Известно, что строительство метро столицы Урала многие годы страдало от недофинансирования. Городские власти «утрясли» этот вопрос? Когда начнут строить вторую линию подземки?
– Вы правы, Екатеринбург долгое время – до 2010 года! – строил метро почти исключительно на муниципальные деньги. Мы были фактически единственным городом, который возводил подземку только на «свои кровные». Может быть, поэтому процесс был таким долгим. Но в 2011 году администрация города смогла договориться как с областными, так и с федеральными властями по бюджетам всех уровней. Во всяком случае, в достройке станций «Чкаловская» и «Ботаническая» областной бюджет участвовал довольно существенно. Кстати, этому немало способствовал губернатор Александр Мишарин, он оценил вопрос строительства подземки как приоритетный, после чего столице Урала выделили 2 миллиарда рублей. Немалую роль сыграл и предстоящий чемпионат мира 2018 года, к которому Екатеринбург «подрядился» сдать еще четыре станции метро. Надеюсь, что строительство второй очереди подземки мы начнем уже в 2012 году, проектные и изыскательские работы уже ведутся…
«Бажовской» не будет
– Наши читатели интересуются – будет ли введена в эксплуатацию станция метро «Бажовская»?
– В обозримом будущем она не появится точно. Мы решили, что между «Геологической» и «Чкаловской» расстояние достаточно небольшое, поэтому особой надобности размещать между ними станцию нет. Правда, метростроевцы оставили там так называемый технологический тоннель – под возможность построить станцию, но деньги на ее строительство нигде не заложены. С другой стороны, она может стать в перспективе пересадочным узлом – если через нее пойдет поперечная ветка метро.
– Появление метро на Ботанике заметно увеличило количество пассажиров подземки?
– На 22%. Это точная информация, потому что метро на турникете автоматически фиксирует каждого пассажира. Думаю, что открытие «Чкаловской» также приведет к резкому росту желающих пользоваться услугами уральской подземки, ведь это очень значимый для города пересадочный пункт: там расположены автовокзал, крупный торговый центр, важный трамвайный узел.
Готовьтесь к «пересадке»
– Что еще хорошего появилось в транспортной сфере города в 2011 году? Чего ждать в ближайшие годы?
– Мы провели плановую замену подвижного состава, худо-бедно, но купили 5 новых трамваев, 4 автобуса, 2 троллейбуса. Это было непросто, но городской бюджет выделил деньги. Во-вторых, в 2011 году в городе появилась Единая диспетчерская служба. Теперь у нас есть сайт, на котором жители Екатеринбурга могут в режиме онлайн узнать, где и как ездит общественный транспорт, с номерами маршрутов, остановками и т.д. Но вообще уровень автомобилизации у нас сегодня громадный. В столице Урала зарегистрировано 530 тысяч машин. С одной стороны, это хорошо, это показатель благосостояния граждан. С другой – это большая проблема. У нас есть стратегический проект, он называется «Удобный и доступный общественный транспорт». Согласно этому документу мы постепенно и планомерно будем отдавать приоритет именно этому способу передвижения по городу.
– То есть вы планируете мало-помалу пересадить большинство горожан на общественный транспорт?
– Именно так. Но при этом мы должны сделать его максимально комфортным, доступным и удобным. Где-то, возможно, будут ограничения движения, где-то – запреты на парковку. Сейчас мы ведем подготовку к тому, чтобы в центре города парковки сделать платными, причем стоить они будут достаточно дорого. Человек уже будет взвешивать – может быть, ему не стоит ехать на машине, а предпочесть автобус, троллейбус, трамвай или метро.
– «Революции» не боитесь?
– Да здесь нет на самом деле никакой революции, весь мир так живет. Съездите в любой европейский город – везде эти парковки платные, во многих городах есть ограничения по въезду. В Великобритании, в Италии… Я был как-то в Катании (Сицилия) – там вообще поступили очень интересно: один день можно въезжать в город с четными номерами, другой – с нечетными. У нас тоже машин очень много, улично-дорожная сеть не справляется, поэтому – надо что-то делать. Расширение улиц, увеличение количества полос – дело нужное, но кардинально всеми этими мерами проблему не решить. Я считаю, что горожан нужно пересаживать на общественный транспорт – на метро, на трамвай…