Многие свердловчане уже могли видеть интервью с Евгением Куйвашевым, которое вышло не так давно в эфире Областного телевидения. Полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе стал гостем Максима Путинцева - ведущего программы «События. Акцент» на ОТВ. Сегодня мы публикуем самые, на наш взгляд, интересные отрывки этой беседы.
«Митинги - это нормально»
- Евгений Вадимович, вы работаете в должности полпреда уже около пяти месяцев, за это время успели познакомиться со многими регионами. Как вам видится Свердловская область, ее промышленный, экономический и человеческий потенциал?
- На самом деле я нахожусь здесь уже год, поэтому со Свердловской областью и с Екатеринбургом знаком достаточно хорошо. Сегодня это один из ключевых, опорных субъектов. Здесь очень мощно развивается промышленность, растет промпроизводство. По ряду отраслей экономики, скажем по строительству и машиностроению, мы уже месяца три-четыре назад обогнали докризисный период.
И это при том, что кризис по Среднему Уралу ударил больше, чем по любому другому региону УрФО, - это совершенно очевидно. Ведь основа промышленности - металлургия, а цены на металл сегодня определяет мировая конъюнктура. Поэтому в плане ценообразования и формирования каких-либо планов сегодня есть определенные трудности.
- Как бы вы оценили политическую ситуацию в области?
- Сейчас, как и раньше, регион является одним из самых политически активных не только в Уральском федеральном округе, но и в целом в стране. Здесь колоссальное количество активной молодежи, студентов, людей, интересующихся политикой.
Поэтому политическая жизнь и протекает здесь так активно, поэтому проходят различные митинги. И это нормально. Чем больше людей выражают свое мнение по происходящему в стране, тем лучше. Мы идем к гражданскому обществу и все больше побеждаем нигилизм.
«Холманских говорил искренне»
- В Екатеринбурге не так давно прошел большой митинг на Привокзальной площади. Кто-то увидел в этой акции возрождение рабочего класса, кто-то - незаконную агитацию, кто-то - чуть ли не разжигание социальной розни. С вашей точки зрения, что это было? Искренний порыв или что-то, что делалось, так сказать, по разнарядке сверху?
- Оценивать митинг каждый может по-своему - все люди имеют право на собственное мнение и на то, чтобы его открыто высказать. Что касается «разнарядки», то я, к примеру, приглашал к себе Игоря Холманских (начальник цеха нижнетагильского Уралвагонзавода, выступавший на недавнем митинге в Екатеринбурге в поддержку Владимира Путина. - Прим. ред.). И я почувствовал, что его заявления действительно были искренними.
Евгений Куйвашев: «Чем больше людей выражают свое мнение по происходящему в стране, тем лучше»
- Знаю, что рабочие планировали привезти на митинг свою продукцию - настоящий танк, выпущенный на Уралвагонзаводе. Но вы не разрешили этого сделать.
- Любой митинг должен проходить без оружия. Закон здесь для всех один, и его нужно соблюдать. Это самое главное.
- В стране сегодня полным ходом идет президентская кампания, выборы уже 4 марта. Как проходит она на Урале?
- На территории федерального округа эта кампания в целом уже началась, мы это наглядно видим. Это и прошедшие митинги, и работа, которую сейчас ведут штабы.
«Мы будем выполнять то, что скажет президент»
- Как вы оцениваете сегодня роль полпредств? Некоторые достаточно высокопоставленные чиновники, например Матвиенко, не исключают того, что пора задуматься об упразднении этого института…
- Я был на госсовете, о котором вы говорите. Речь не шла об упразднении. На нас, полпредов, со стороны Матвиенко было предложение возложить экономические функции. Ведь мы институт президентской власти, а она предложила работу по форме Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа полпреда Хлопонина. Это подразумевает ведение ряда федеральных программ. Я не исключаю каких-либо изменений. В любом случае мы будем выполнять то, что нам скажет президент.
- Несколько слов о губернаторах. Если их начнут выбирать (а такой закон президентом уже внесен), как это скажется на работе полпредства?
- Функция полномочного представительства в том и заключается, что мы следим за исполнением федеральных законов, за исполнением указов президента и любой нормотворческой деятельностью на территории субъекта. Так это было при назначаемых губернаторах, так это будет и при избираемых. Функционал у нас не изменится. И все остальные задачи, которые перед нами стоят, мы будем исполнять как при выборном губернаторе, так и при назначенном.
Что лучше - мэр-одиночка или властный тандем?
«Главный наш тренд - решения народа»
- Вы говорили о том, что не исключаете возврата к прямым выборам мэра в Екатеринбурге, отказа от двуглавой системы. Расскажите об этом поподробнее. Нужен ли нам сити-менеджер? Должен ли мэр избираться всенародно?
- Здесь нужно оценивать все, смотреть всю историю вопроса, чтобы быть объективным. К примеру, когда был введен институт сити-менеджерства, были введены и нормы федерального законодательства об отзыве. А ведь до этого отозвать главу города было крайне сложно. Так что и в институте сити-менеджеров есть масса положительного.
Что касается моей позиции как полпреда, человека, который следит за исполнением тех или иных федеральных законов, в данном случае Федерального закона №131, то законодательство не отрицает и не запрещает разных систем, и выбирать эти системы нужно людям. Насколько я знаю, соответствующие поправки приняла городская дума, но ведь дума - это представители людей. И с гражданами нужно активно эту историю обсуждать. Если решение людей будет другим и дума проголосует за прямые выборы мэра, никто этому не будет препятствовать или сопротивляться.
- Кто-то считает, что это некий новый тренд. Как в свое время был тренд на введение сити-менеджеров, так теперь Кремль вроде бы говорит о том, что надо от этого уходить. А чиновники у нас, сами знаете, очень часто держат нос по ветру.
- Такие вопросы должны решать сами жители. А что касается чиновников… Я думаю, что нос можно по ветру держать сколько угодно, но если «ветер» этот не поддерживают люди, все бесполезно.