Свердловские власти нашли ответ на увеличение числа гибельных аварий на дорогах. Ответной мерой будет "завинчивание гаек": видеокамеры, принудительный просмотр «ужастиков» и сплошной контроль трезвости. «Пробить» передвижную лабораторию, которая будет ездить «тайными маршрутами» и выявлять алкоголиков за рулем, взялся губернатор Александр Мишарин.
Дураки…
Свердловские власти намерены сразиться возросшей аварийностью на дорогах области вообще и с одной из причин частых ДТП - с пьянством за рулем – в частности. Об этом речь шла на прошедшем в резиденции губернатора Свердловской области совещании. Поводом для встречи главы региона с силовиками и транспортниками стали два крупных ЧП с пассажирскими автобусами под Первоуральском и Нижним Тагилом, произошедшими друг за другом в течение двух минувших недель. Только за последнее время на дорогах региона, включая и упомянутые ЧП с автобусами, погибло более 20 человек. С начала 2011 года в авариях было убито 428 человек, что на 8% больше, чем за январь-август 2010-го.
Основной причиной аварий становится нарушение правил дорожного движения: выезд на встречную полосу и вождение в нетрезвом виде. Такова статистика областного Минтранса. Как сообщил его глава Геннадий Маренков, в ближайшее время, возможно, будет установлен контроль за водителями общественного транспорта, особенно за теми, кто приезжает в качестве гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Планируется, что у всех практические навыки вождения пассажирского транспорта и знания ПДД будут проверять при приеме на работу. С другой стороны, со слабо подготовленными водителями личного транспорта, при наличии систематических нарушений, будут проводиться занятия с просмотром «ужастиков» с мест ДТП. Впечатляющие ролики у гаишников имеются. Тем временем некачественно работающие автошколы будут попадать на «доску позора» - данные о нерадивых учениках будут публиковаться. Критерий некачественной подготовки – до 10 нарушений за первые три года. Кстати, первый шаг уже сделан: ГИБДД Свердловской области уже пару месяцев как публикует сводки аварийности, где отмечены нерадивые ученики и плохие автошколы. Если власти еще сильнее "закрутят гайки", то дискредитирующую (но полезную) информацию будут публиковать дважды в год.
…дороги
Еще одной причиной кровавых происшествий на дорогах становятся… сами дороги. Сейчас в Свердловской области, по словам начальника региональной ГАИ Юрия Демина (к совещанию у губернатора он успел вернуться из зарубежного отпуска, откуда его вызывал прокурор), насчитывается более 1300 очагов аварийности. Причем опасность некоторых из этих мест связана с плохим качеством покрытия и отсутствием дорожной разметки. На ремонт нужны средства, которые свердловское правительство намерено аккумулировать в специально созданном дорожном фонде.
По указанию Александра Мишарина соответствующий закон о дорожном фонде должен быть принят Заксобранием не позднее октября текущего года. «Чтобы мы в 2012 году смогли начать ремонт дорог там, где это нужно», - отметил глава региона.
Однако пока средств не хватает. Дефицит бюджета накрыл даже гашников. По словам Юрия Демина, на дежурство патрульной машине выделяется лишь 5 литров бензина. Это приводит к тому, что зачастую горючего просто не хватает для нормального несения службы. «Был случай, когда нарушителей не сумели задержать только потому, что кончился бензин», - пожаловался губернатору главный дорожный инспектор.
Губернатор пообещал помочь с деньгами. Правда, речь шла о закупке мобильных алкотестеров, которых «для полного счастья» должно быть не 520 штук, как сейчас, а 600. «Дайте им еще на 100 приборов», - обратился глава региона к областному премьеру Анаталию Гредину и просил заложить в бюджетный расход необходимую сумму средств.
...и «баба Зоя» - ужас алкоголика
Однако самая дискуссионная тема прошедшего заседания – возвращение практики разъездных наркологических бригад. Советский способ типа чуткого нюхом нарколога также будет задействован, но с учетом новых технологий. «Вот баба Зоя была…», - всплыло в ходе совещания имя легендарной женщины, которая трудилась наркологом в составе выездной бригады. Трудилась она в так называемом «пьяном автобусе», и ее чуткий нюх (если не понравился внешний вид) был бичом для водителей-выпивох. Однако в связи с изменением законодательства, когда были ужесточены требования к процедуре медицинского освидетельствования, ее услуги стали больше не нужны. Одновременно ушли в прошлое и «пьяные автобусы», отлавливающие нетрезвых водителей.
"Что нам мешает возобновить эту практику?" - спросил губернатор у Юрия Демина. Ответ был ожидаем: проводить освидетельствование на дороге или в неприспособленном автомобиле запрещает закон. Иного способа, как отвезти подозрительного гражданина в один из двух действующих в Екатеринбурге наркологических кабинетов, пока нет. «У нас была ГАЗель, но она не прошла лицензирование. К передвижной лаборатории есть определенные требования. Там должна быть система кондиционирования, холодильник, чтобы стоять можно было во весь рост и белая линия была длиной три метра», - пояснил Юрий Демин. По его словам, если проводить экспертизу в неприспособленном месте, то такое заключение будет отменено «на счет раз».
Тем не менее, Александр Мишарин настаивал на возобновлении рейсов и пообещал лично пролоббировать этот вопрос в Москве. «Давайте закупим одну такую машину, посмотрим, как она будет работать. Со временем мы сможем увеличить количество таких лабораторий. И пусть они ездят тайными маршрутами», - сказал Александр Мишарин.