Рабочие Режевского никелевого завода мрачно смотрят на свое будущее – надежды на то, что предприятие вернется в нормальный рабочий режим, почти не остается. «Мы не знаем, что будет, – поделился своим мнением с «АиФ-Урал» плавильщик Алексей. – Последние месяца два мы работали без премий. Теперь большинство в отпуска отправили. Вполне вероятно, что проработает завод два месяца, а к Новому году все на биржу труда пойдем. Не случайно всю технику, которая поновее – экскаваторы импортные, новые МАЗы – все в Уфалей увозят. Сейчас нас выгнали, сидим на 2/3 ставки и не знаем, что за проходной творится…»
Прогнозы сбываются?
Похоже, что очередной финансовый кризис, о котором уже третий месяц говорят ведущие финансовые аналитики мира, начинает «сбываться» на Среднем Урале. Напомним, что еще в начале августа этого года известный свердловский эксперт, кандидат экономических наук Константин Селянин в беседе с корреспондентом «АиФ-Урал» предсказал большие потрясения для экономики Свердловской области и России в целом. «Плохо будет всем, – заявил экономист. – Цены на нефть вскоре могут опуститься ниже 100 долларов за баррель (до этого их удавалось удерживать на отметке в 100 долларов). Если это случится – госбюджет будет испытывать жесточайший дефицит. Это отразится и на социалке, и на повышении налогов. В очень сложной ситуации окажутся те российские заводы, которые брали кредиты на Западе (а таких на Урале немало). Европейские банки будут испытывать большие финансовые трудности и, чтобы свести концы с концами, начнут настаивать на досрочном погашении займов. Все это отразится и на работе уральских компаний, и на материальном состоянии их сотрудников – в том числе рядовых работяг. Причем избежать всех этих последствий будет невозможно – мы не готовы к этой войне…
И, к сожалению, Свердловской области придется в условиях грядущего кризиса хуже, чем другим регионам. Дело в том, что экономика Урала очень сильно завязана на металлургии. В условиях, когда количество заказов, а соответственно, и сбыт продукции резко упадут, у предприятий возникнут проблемы с возвратом кредитов. Начнутся неизбежные увольнения, сокращение рабочего дня, понижение зарплат – и не только на предприятиях. Все это уже было. Все это уже началось…»
«Проблема слишком сложная»
Напомним, что завод «Режникель» попал в кризисное положение в конце сентября – Александр Сорокин, который на тот момент еще занимал пост гендиректора предприятия, заявил, что рабочих придется сокращать в массовом порядке – купить убытки больше нельзя. Проблему завода с подачи губернатора Мишарина начали решать в региональном Министерстве науки и промышленности, а вскоре Сорокин ушел с поста – по официальной версии, в связи с выходом на пенсию. Дело завода обсуждают в кабинетах Минпрома уже месяц, однако адекватного решения до сих пор не придумали. В пресс-службе министерства «АиФ-Урал» не сказали ничего нового, только накормили «завтраком» – решение по предприятию будет принято до конца месяца.
Сейчас областные власти ищут нового собственника для завода. Действующий владелец, управляющая компания «Промышленно-металлургический холдинг», по мнению чиновников, не смогла наладить эффективную деятельность Режникеля. Согласится ли купить кто-либо из крупных металлургов убыточное производство с долгом в 70 миллионов рублей – большой вопрос. В самом «ПМХ» также предпочитают отмалчиваться – пресс-секретарь УК Павел Коваленко заявил «АиФ-Урал», что «проблема Режникеля слишком сложная, чтобы о ней что-то говорить сейчас».
В свердловском обкоме Горно-металлургического профсоюза России исправно повторяют «заклинания» Белого дома: ситуация держится на контроле губернатора, министерства и профсоюзов, идут поиски решения. Председатель местной профсоюзной «первички» Евгений Бачинин был чуть более откровенен с «АиФ-Урал»: «За неделю у нас ничего не изменилось: на работу ходят только те, кто отвечает за сохранность оборудования. Мне кажется, что после простоя завод будет работать, но как – не знаю. Быть может, мы вернемся к производству никелевого штейна, а может, здесь наладят новое оборудование. Уверен, что руководство и областные власти нас не бросят». Между тем, по словам Алексея, среди заводчан ходят слухи, что завод разберут на металлолом, и предприятие пропадет.
Сокращения неминуемы?
Между тем к кризису так или иначе готовятся практически все уральские заводы, завязанные на металлургии и машиностроении. Например, такое благополучное в общем-то предприятие, как Богословский алюминиевый завод (корпорация «РУСАЛ»), уже уменьшает количество корпусов, задействованных в производстве алюминия. Первые десять ванн 1-го корпуса БАЗа в Краснотурьинске начали останавливать уже вчера. Правда, об увольнениях рабочих речи не идет, представители «РУСАЛа» объясняют сокращение производства его нерентабельностью.
Официальный представитель ОК «РУСАЛ» по связям с общественностью в УрФО Роман Лукичев:
– В планы компании абсолютно не входит полное прекращение производства алюминия на БАЗе. Но дело в том, что его производство – из-за большой энергоемкости – становится на Урале нерентабельным. Кроме того, алюминиевое производство на БАЗе вводилось в эксплуатацию в 40-х годах прошлого века, и мы постоянно сталкиваемся с нареканиями со стороны экологов. А вот глиноземное производство завод будет активно развивать. И в любом случае принятое решение не повлияет на социально-экономическую ситуацию в регионе, т.к. будет предусматривать сохранение рабочих мест. Ни один работник завода сокращен не будет…
Между тем многие рабочие на Богословском заводе вовсе не разделяют оптимизма руководства «РУСАЛа».
– Начальство говорит, что в случае каких-либо сокращений всем нам предоставят новые места – на других предприятиях «РУСАЛа», – говорит рабочий Сергей Пономарев (фамилия изменена. – Авт.). – Но на самом деле мы сильно сомневаемся, что мы там нужны. Например, есть такое предприятие – «БАЗ-СУАЛ-ремонт». Оттуда в предыдущий кризис сократили множество народу – почти 500 человек. Когда кризис вроде как прошел, всех позвали обратно, но поработали пару месяцев – и… сейчас снова всех предупреждают об увольнениях… Боюсь, всех нас ждет то же самое…