После того как аналитики международного агентства Standard & Poor's (S&P) понизили кредитный рейтинг США, фондовый рынок начало лихорадить, что, соответственно, отразилось в ценах на нефть. Но что такое снижение цен на нефть для России – сегодня понятно даже младенцу…
Действительно, последние несколько суток все мировое сообщество озабочено событиями, происходящими в США. Даже уральская глубинка, памятуя о кризисных явлениях 2008 и 2009 годов, начинает готовиться к худшему.
– Сейчас снова все стали говорить о кризисе, – беспокоится наша читательница из Асбеста Вера Моргунова. – Помнится, два года назад у нас на Малышевском рудоуправлении весь коллектив отправили в долгосрочный отпуск, оставили только тех, кто следит за шахтой. Без работы и без зарплаты сидели тогда многие. Сейчас некоторые снова начинают помаленьку паниковать. Кое-кто начал запасаться мукой, сахаром, солью. Неужели нас ждет новый кризис?
«Мы не готовы к войне…»
Увы, есть вариант, что надвигающийся кризис может стать еще жестче предыдущего – бушевавшего в 2008 году. О том, каким образом проблемы США могут сказаться на экономическом положении России и Среднего Урала, нам рассказал известный уральский финансовый эксперт, кандидат экономических наук Константин Селянин. По его мнению, дело обстоит не только и не столько в падении кредитного рейтинга США, сколько в чрезвычайно низких экономических показателях этой страны:
– На самом деле я бы не стал разделять Россию и Свердловскую область – потому что плохо будет всем. Цены на нефть вскоре могут опуститься ниже 100 долларов за баррель (до этого их удавалось удерживать на отметке в 100 долларов). Если это случится – госбюджет будет испытывать жесточайший дефицит. Это отразится и на социалке, и на повышении налогов. Можно прогнозировать девальвацию рубля примерно на 40%, что приведет к росту цен. В очень сложной ситуации окажутся те российские заводы, которые брали кредиты на Западе (а таких на Урале немало). Европейские банки будут испытывать большие финансовые трудности и, чтобы свести концы с концами, начнут настаивать на досрочном погашении займов. Все это отразится и на работе уральских компаний, и на материальном состоянии их сотрудников – в том числе рядовых работяг. Причем избежать всех этих последствий будет невозможно – мы не готовы к этой войне…
И, к сожалению, Свердловской области придется в условиях кризиса хуже, чем другим регионам. Дело в том, что экономика Урала очень сильно завязана на металлургии. В условиях, когда количество заказов, а соответственно, и сбыт продукции резко упадут, у предприятий возникнут проблемы с возвратом кредитов. Начнутся неизбежные увольнения, сокращение рабочего дня, понижение зарплат – и не только на предприятиях. Все это уже было.
Может быть, все обойдется?
Правда, эксперт полагает, что на этот раз кризис гораздо более мягко обойдется с банками, хотя именно они пострадали от коллапса в первую очередь. За посткризисный период кредитные организации подкопили средства, и на этот раз особых проблем быть не должно. Хотя рублевые вклады конечно, сильно обесценятся.
Хотя здесь не все так просто. Сейчас все думают, что нужно срочно переводить сбережения в евро, но целый ряд экспертов полагает, что такое решение было бы опрометчивым. На самом деле какую из валют сейчас предпочесть – со 100-процентной гарантией не скажет никто. Как и в любое смутное время, лучше всего распределить свой капитал примерно так: 60% хранить в евро, 40% – в долларах. Тогда при любом раскладе ваши потери будут минимальными. Можно также попробовать сыграть на рынке Форекс, используя систему alpari ru.
То же самое – с золотом. В конце 2008-го среди обывателей распространились слухи, что драгметаллы – лучший способ сохранить сбережения (кто бы, интересно, их распространял?). В результате люди стали массово скупать ювелирные украшения. По словам вице-мэра Виктора Контеева, в Екатеринбурге объемы продаж увеличились на 40%! Естественно, что в ювелирных магазинах, видя такой ажиотаж, не преминули взвинтить цены…
С гораздо большим оптимизмом смотрит в будущее председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских. По его мнению, даже если Россия и Средний Урал не избегут новой волны кризиса, промышленность региона переживет ее гораздо более спокойно, чем в 2008-2009 годах:
– Полагаю, что предыдущий коллапс не прошел для нас даром – мы извлекли из него определенные уроки, отработали различные антикризисные технологии. Это и повышение пособий по безработице, и контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ… Думаю, что правительство примет необходимые меры, и область не слишком пострадает. Хотя, конечно, лучше бы ничего этого не случилось…
Не менее благоприятные прогнозы дают и специалисты строительной сферы. Начальник отдела по связям с общественностью компании «Атомстройкомплекс» Александр Матофаев считает, что стагнация в сфере строительства сегодня не выгодна никому – ни банкам, которые заинтересованы в «длинных» кредитных средствах, ни самим строителям. В последние пару лет строительство смогло оправиться от коллапса, работники этой сферы начали получать стабильные зарплаты, да и цены на жилье постоянно растут. Поэтому эта отрасль вряд ли пострадает на Среднем Урале так, как это случилось в 2008-2009 годах.
Аналитик одного из банков Екатеринбурга Елена Томашина считает, что самое главное сейчас – это не зарывать голову в песок, как это частенько происходило в 2008-2009 годах. Тогда с заводов и фабрик увольняли или отправляли в бессрочный отпуск сотни уральцев, вводили сокращенную рабочую неделю, понижали зарплаты. На биржу труда вставали самые, казалось бы, востребованные специалисты, «белые воротнички» – бухгалтеры, страховщики, банковские служащие. Банки отказывались возвращать людям вклады, а чиновники устами проплаченных СМИ продолжали уверять, что никакого кризиса в области нет…