Примерное время чтения: 6 минут
295

Краснотурьинск сказал БАЗта

Фото: АиФ

Несмотря на холодный и дождливый день, в воскресенье, 2 сентября, на главной площади Краснотурьинска собралось около 1000 горожан. Нынешней осенью их стало больше, чем прошлой. Это и понятно: тогда, в ноябре 2011-го, закрытие всего электролизного производства – выплавки алюминия в специальных ваннах – было лишь неприятной перспективой. Сегодня это стало реальностью – более половины всех электролизеров в цехах отключают вовсе не для планового ремонта. В городе это знают все. И всем известно, что неделю назад собственники всего российского алюминиевого производства решили свернуть выплавку этого металла на Среднем Урале и в некоторых других областях России. Повод один – БАЗ работает в убыток: при непрерывно растущих ценах на электричество (2 рубля за киловатт-час сейчас, 33 копейки – в 2001 году) стоимость тонны богословского алюминия достигает 2400 долларов, в то время как на биржах она стоит не более 1900. Нерентабельно, и с точки зрения сухой экономики с этим сложно поспорить. Не спорили с этим даже пришедшие на митинг.

Впрочем, на митинге обсуждали не только и не столько рентабельность бизнеса, сколько политику и поведение властей. Лейтмотив выступления всех ораторов от завода был таков: заложниками экономической политики олигархов стали люди, отдавшие заводу всю жизнь. «Пять лет назад губернатор Россель пообещал, что завод будет реконструироваться и развиваться. Первого декабря 2011 года (за пару часов до той аварии, поставившей точку в его губернаторской карьере. – Ред.) Александр Мишарин пообещал, что завод не остановится. Позже сообщали о «рецептах» выживания для завода...» – говорил с трибуны один оратор-заводчанин. Он резюмировал очевидный для него и всех собравшихся факт: невыполнение обещаний, которое красноречиво продемонстрировано закрытием электролизного производства на БАЗе, дискредитирует власть. Возможно, именно поэтому выступившего представителя «Общероссийского народного фронта», ставшего депутатом Заксобрания, Анатолия Сухова некоторые митингующие банально освистали.

О невыполненных обещаниях более конкретно рассказал зампредседателя профкома завода Сергей Ельчанинов. «После заявления совета директоров нам не понравилась реакция правительства: Денис Паслер – а он из Серовского округа, то есть наш – заявил, что закрытие производства – внутреннее дело РУСАЛа. Лишь после того, как стало понятно, что люди не готовы «повесить клюв», в правительстве создана чрезвычайная комиссия. Посмотрим на ее работу, на это есть неделя», – обозначил сроки Ельчанинов.

По словам профсоюзника, до поры до времени в ситуацию не вмешивался и полпред президента в УрФО Игорь Холманских., чье стремление сохранить нейтралитет было очевидным до того момента, как в цехах не стали отключать электролизеры. Это более чем красноречиво свидетельствовало об ускоренном сворачивании производства, а заводчане засобирались на митинг. На него сам полпред не приехал, но прислал своего представителя, одного из функционеров проекта «В защиту человека труда». Представителем Игоря Холманских стал колоритный горластый мужчина из Асбеста Андрей Хользаков. Он, в отличие от своего юного коллеги-«лейбориста» (тоже, к слову, из Асбеста), доклад читал не по бумажке, а сразу взял быка за рога. Смысл его громкой – в буквальном смысле – речи сводился к двум лозунгам: спасем рабочих и не позволим олигархам. Для убедительности он потряс извлеченной из кармана рукавицей – символом вышеупомянутого рабочего движения. Ему начали аплодировать – то ли авансом, то ли по инерции, под воздействием речей предшествующих ораторов.

Уместно отметить, что никого из чиновников выше замминистра не было. В Краснотурьинск приехал лишь заместитель министра промышленности Свердловской области Валерий Турлаев. Он рассказал, что губернатор Свердловской области принимает все меры для сохранения БАЗа, и даже пожаловался, что казна в 2011–2012 годах потеряла 1,5 млрд рублей, компенсируя алюминиевым магнатам высокую стоимость электроэнергии. Едва ли не в ответ на демонстрацию слабой позиции митингующие рабочие начали требовать национализации БАЗа. Впрочем, более часто задаваемым вопросом стал другой: почему завод, выпускающий алюминий «космического» качества, стал убыточным?

Одной из резолюций митинга стало очередное обращение к президенту, в этот раз – к Владимиру Путину (в прошлом ноябре писали Дмитрию Медведеву). По общему мнению, именно президент должен собрать всех заинтересованных олигархов – прежде всего Виктора Вексельберга, продающего БАЗу дорогое электричество, и Олега Дерипаску, не желающего его покупать для производства алюминия. Пред очами главы государства должно быть выработано решение, позволяющее сохранить градообразующее предприятие, а значит, и сам город, и качество жизни горожан. Иными словами, нужно будет решить, кто и как будет нести социальную ответственность за город на севере Урала. В противном случае, говорят заводчане, упадет вся его инфраструктура. Люди в один голос утверждают, что сокращение 1000 рабочих лишь электролизного производства и трудящихся смежных производств прямо отразится на городской жизни.

Вместе с тем мастер одного из электролизных цехов Александр Сидоренко, выступавший с трибуны, говорит о несбыточности планов по переводу кадров в Сибирь. «Для молодежи это, может быть, и хорошо, но большинству рабочих электролиза более 30 лет, и они краснотурьинцы, – говорит Сидоренко. – Кроме того, такой опыт уже был – люди возвращались из Красноярска и Волгограда через месяц-два. Не все можно обеспечить только зарплатой и новым местом работы. Сейчас работает около 44% всех электролизеров. И если остановка будет продолжаться, это и будет точкой кипения. Тогда придется идти на более радикальные меры, в их числе и голодовка».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах